Когда можно приучать ребенка к горшку. Как и когда лучше начинать приучать ребенка к горшку

Подбор статей на тему «Когда стоит начинать приучать ребенка к горшку »

Доктор Комаровский.

Статья «Дорога к горшку»

Наблюдая за ребенком, сравнивая его с другими детьми, общаясь с друзьями-подругами, нормальные любящие родители постоянно ищут доказательства того факта, что «наш не хуже других». И именно поэтому жизнь нормальных любящих родителей состоит из огромного количества переживаний.

Проблемы и поводы для волнений поэтапно сменяют друг друга. Будет ли держать головку? Вылезут ли зубы? Закроется ли родничок? Когда же, наконец, он сядет, встанет, поползет, пойдет? Неужели он так и будет отталкивать ложку? Неужели он так и не заговорит - уже ведь год исполнился, а кроме «мама» и «дай» никаких осмысленных звуков не наблюдается?

Принципиальной особенностью именно нашего образа жизни является постоянное обсуждение волнующих проблем не только в кругу семьи, но и вынос их (проблем) на всеобщее обозрение в процессе общения с друзьями, подругами, соседями и сослуживцами.

Как только на каком-нибудь дне рождения вы гордо заявите о том, что, дескать, «наш Петя в 10 месяцев сам пошел», как пренепременно среди присутствующих обнаружится более «удачливый» родитель, чей Вася пошел в 9,5. Детальное изучение вопроса наверняка приведет к расширению списка обсуждаемых родственников и знакомых. Главным итогом вечера станет не вызывающее сомнения заявление соседки тети Клавы касательно того, что ее внучатый племянник Артурчик ходил самостоятельно в 8 месяцев.

Оставшись наедине с собой, вы невольно удивитесь трансформации собственных мыслей. В течение какого-то часа ваш самый любимый, самый талантливый и самый развитый мальчик Петя из объекта непоколебимой родительской гордости трансформировался в самое обычное и совсем невыдающееся дитя. То ли дело Артурчик!

Наутро, успокоившись, вы поймете, что восьмимесячный племенник тети Клавы ходил самостоятельно, главным образом, под себя...

И это предмет отдельного разговора.

Тема «хождения под себя», к которой мы пришли «простым логическим путем», во всем спектре детских проблем стоит особняком.

* * *

Умение самостоятельно, без помощи родственников, справлять нужду является настолько очевидным атрибутом «взрослости», что желание поскорее увидеть своего ребенка гордо сидящим на горшке и не менее гордо натягивающим после этого абсолютно сухие трусы становится просто нестерпимым.

Масла в огонь добавит опять-таки уличная информация. Несложно будет узнать о выдающихся достижениях молодой мамы Оксаны из третьего подъезда: ее дочка с трех месяцев мочится по команде «пись-пись». Вряд ли вам сообщат о том, что словосочетание «пись-пись» Оксана произносит по 30-40 минут подряд, но дело сделано. Зерно сомнения запало в ранимую родительскую душу. И, снимая с сухого и веселого Пети тяжелый утренний подгузник, вы твердо решите: хватит быть маленьким!

С этого момента начнется дорога вашего ребенка к горшку (вариант унитазу). Но, отправляясь в путь, следует четко уяснить: сам малыш не скоро придет к намеченной цели. Вам обязательно следует быть рядом с ним. Готовы ли вы к этому путешествию?

Поэтому давайте перед дорогой присядем и подумаем.

И, прежде всего, вот о чем.

Много ли вы знаете детей, которые пошли в школу, не умея при этом самостоятельно справлять нужду?

Ответ однозначен - немного, а если точнее, не знаете. По крайней мере, если речь идет о ребенке, который отправился в обычную среднюю школу.

Вы твердо должны отдавать себе отчет в том, что если у ребенка нет тяжелой врожденной или приобретенной патологии, то рано или поздно он научится контролировать свои потребности и станет полноправным членом общества.

Но что в данном контексте означает словосочетание «рано или поздно»?

Рано, это когда - в полгода или в год? Поздно, это когда - в три года или в четыре?

И ответа однозначного здесь нет и быть не может.

Ибо все определяется, по крайней мере, должно определятся, именно вашими личными представлениями о своевременности и целесообразности. Еще раз подчеркиваю - лично вашими!

Не мнением прабабушки, которая однозначно заявляет, что все ее пятеро детей с годовалого возраста сами вытирали себе попу и не были избалованы вредными и никому не нужными памперсами;

Не высказываниями настойчивой соседки Оксаны, подсчитавшей, что за последние полгода ей удалось сэкономить на памперсах сумму, равную 20 упаковкам стирального порошка;

Вы четко должны определиться с непреложным правилом: это ваш ребенок, это именно вы тратите деньги на его одежду и подгузники, это именно вас должно в вашем ребенке что-либо устраивать или не устраивать. Когда и каким образом ваш ребенок будет справлять нужду, является внутренним делом именно вашей семьи.

Из приведенного правила есть очевидное исключение. Процессы оправления физиологических потребностей являются внутренним делом вашей семьи лишь при условии, что это не затрагивает существования других семей. Ситуация, при которой дитя мочится под дверью у соседей, нормальной не является. Но упомянутое исключение лишь подтверждает общее правило.

Итак, вы решили, что действительно пора.

Первое, что вы должны знать: что-либо знать вам совсем не обязательно. Если вы никогда не знакомились с правилами приучения к горшку, если вы никогда не открывали книг с мудрыми инструкциями, если без теории вы сразу же решили стать практиком - успех придет к вам пренепременно. Да, возникнут проблемы, разочарования в себе и в ребенке, несколько скандалов и истерик, но конечный результат предопределен.

Ограничить количество практических неудач и недоразумений можно с помощью вовремя полученной теоретической информации.

Этим мы и займемся, пожалуй.

С момента рождения - и это очевидный факт - процессы мочеиспускания и дефекации ребенком не контролируются. Т. е. эти процессы подчиняются безусловным рефлексам - действиям, не требующим участия коры головного мозга. Элементарная задача приучения к горшку в переводе на умную терминологию состоит в том, чтобы данный от природы безусловный рефлекс сделать условным - подчинить его воле конкретного юного индивидуума.


Успешность переучивания определяется тремя факторами:


- Состоянием (развитием) органов, принимающих непосредственное участие в процессах мочеиспускания и дефекации: мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, прямая кишка, мышцы брюшного пресса, сфинктеры прямой кишки и мочевого пузыря (сфинктер - это особая круговая мышца, сжимающая полый орган или замыкающая выход из него).

- Состоянием (развитием) нервной системы, прежде всего, коры головного мозга.

- Интенсивностью внешних воздействий или, проще говоря, педагогической активностью родственников.


Три перечисленные составляющие тесно взаимосвязаны, но уже на этом этапе можно сделать очень существенные выводы, которые, впрочем, вполне очевидны:

Чем раньше вы начнете процесс приучения к горшку, тем больших усилий это от вас потребует.

Приучение к горшку тем успешнее, безболезненнее и проще, чем выше уровень физиологического развития ребенка.

Практический опыт подтверждает вышесказанное: дорога к горшку полна слез, детских воплей, труда и разочарований, но только тогда, когда вы отправились в путь слишком рано.

Очень многим терпеливым и активным родителям удается добиться прекрасных результатов уже на первом году жизни. Сплошь и рядом произносятся гордые заявления о том, что ребенок в 10, 9, 8 даже в 7 месяцев опорожняет мочевой пузырь по команде «пи-пи», а ходит по большому исключительно после «а-а». И в этом нет совершенно ничего удивительного. Многократным пипиканьем и ааканьем несложно добиться возникновения условного рефлекса, только рефлекс этот не совсем то, что нам требуется.

Почему? Да потому, что это связь между процессом опорожнения мочевого пузыря и звуком «пи-пи». И если этот звук произносится часто и подолгу, и если все равно не отцепятся, пока не помочишься, так связь эта установится рано или поздно.

Но цепочка должна быть другой: не «пи-пи» - наполнение пузыря - мочеиспускание, а наполнение пузыря - горшок - мочеиспускание . Т. е. побудительным мотивом к горшку должен стать физиологический процесс (наполнение пузыря), а не звуковой раздражитель («пи-пи»).

Расплата за ранние успехи приходит на втором году жизни. Якобы способный и развитый ребенок с 9-ти месяцев сидящий на горшке, вдруг, по каким-то «непонятным» соображениям, перестает это делать, и активно воюет за свою свободу с озабоченными родственниками. А соображения очень даже понятные - наступает время формирования того самого нормального, естественного контроля над выделениями, о котором мы уже говорили. Мочевой пузырь пустой, а они тут лезут со своими «пи-пи»...

Каких бы «поразительных успехов» вы ни добились, но до 1,5 лет успехи эти будут временными, а эпизоды промашек -частыми. И к этому надобно относится весьма философски. Нет совсем ничего плохого в том, что вам удастся сэкономить энное количество подгузников и познакомить ребенка с такой интересной штукой, как горшок. Но знакомство это, по крайней мере, с точки зрения медицинской науки, будет поверхностным, а выработанные навыки не стойкими.


Впрочем, сроки формирования рефлексов индивидуальны, осознанное общение с горшком может иметь место и в годовалом возрасте, но ситуация, когда до 3-х лет «ну ничего не получается» - тоже совсем не редкость.

В этом-то и кроется серьезная проблема. Озабоченные тем, что не получается, родители пытаются активно влиять на процесс. Возможные воздействия непременно включают в себя элементы насилия - заставить сесть, не дать встать, наказать за лужу в коридоре. Следствие - истерики, антипатия ребенка к процессу в целом, к горшку и родственникам в частности.

Отсюда важное правило: если не получается - подождите . Закройте тему на 1-2 месяца, вернитесь к привычным для всей семьи подгузникам, не тревожьте понапрасну свою и детскую психику.

Существуют установленные специалистами физиологические нормы.

- Естественный переход к контролю над выделениями начинается после года и активно «дозревает» в течение второго года жизни.

- Средний возраст выработки более или менее устойчивых «горшечных» навыков колеблется в интервале от 22-х до 30-ти месяцев.

- Стойкие условные рефлексы формируются к трехлетнему возрасту.

Все вышеизложенное - теория, предшествующая последующим практическим рекомендациям. Но перед тем как перейти к конкретным советам, хочется еще раз подчеркнуть: попытки приучения к горшку ребенка в возрасте до года могут привести лишь к экономии подгузников (что немаловажно), но никакого отношения к формированию осознанного контроля над выделительными функциями эти попытки не имеют.


Таким образом, рекомендуемое время приучения ребенка к горшку колеблется в достаточно широком возрастном интервале - от 1 года до 3 лет.

Для того чтобы процесс прошел максимально гладко, следует знать некоторые признаки, указывающие на психическую и физиологическую готовность организма ребенка к познанию туалетной науки.


К таким признакам относятся:

- установление более или менее стабильного режима дефекации;

- способность более 1,5-2 часов сохранять подгузники в сухом состоянии;

- знание частей тела и названий предметов одежды;

- знание или понимание слов «пописал» и «покакал»;

- демонстрация отрицательных эмоций как следствие пребывания в грязных (мокрых) подгузниках;

- стремление (умение) самостоятельно раздеваться;

- стремление (умение) самостоятельно входить-выходить из туалета.

И, наконец, самый достоверный признак: способность любым способом - словом, кривлянием, конкретными звуками, жестами - передать родителям слово «хочу».


* * *

Итак, все предварительные условия присутствуют. Желание есть. Начинаем.

1. Помимо готовности ребенка должна быть и готовность взрослых. Очевидно, что на этапе перехода от подгузника к горшку затраты времени на непосредственное общение с малышом заметно увеличиваются. Нельзя вырабатывать туалетные навыки лишь по воскресеньям или только в те дни, когда ожидается официальный визит бабушки.

2. Ребенок, как, впрочем, и всякий взрослый человек, склонен к переменам в настроении. Ранний этап туалетного обучения лучше проводить тогда, когда все члены семьи здоровы и жизнерадостны.

3. Лучшее время - лето. Легче освободиться от одежды, меньше количество предметов, подлежащих стирке в случае промашки. Да и сохнет все заметно быстрее.

4. Знакомимся с горшком. Предлагаем его ребенку тогда, когда вероятность «процесса» максимальна - после сна, после еды, когда по поведению поняли - пора.


5. В случае успеха - очень-очень хвалим. В случае неудачи - изо всех сил стараемся не огорчаться, а если огорчаемся - огорчения не показываем.

6. Фиксируем внимание не только на самом горшке, но и на действиях, непосредственно предшествующих общению с горшком и расставанию с ним: как горшок достать, как его открыть, как снять трусы, как одеть трусы, как и куда вылить содержимое из горшка, как помыть горшок, как закрыть горшок и поставить его на место. Реализация всего перечисленного с легкостью превращается в интересную игру. Замечательно, если после каждого удачно осуществленного действия родители не скупятся на похвалы - весь процесс в таком случае сопровождают положительные эмоции, а это, пожалуй, главное на переходном этапе.

7. Постепенно организовываем встречи с горшком не только тогда, когда пора ребенку, а тогда, когда этого требует распорядок дня. Например, в обязательном порядке усаживаемся перед сном, перед прогулкой.

8. Расставаться с подгузниками окончательно и бесповоротно не следует. Вполне пригодятся для поездок в транспорте, ночью, на прогулке в прохладное время года, поначалу и во время дневного сна. Но всякий раз, когда проснулись сухие и быстренько уселись на горшок - обращаем внимание на то, какие мы молодцы, и в подтверждение этого очевидного факта демонстрируем сухой подгузник.

9. Форма горшка, его цвет и количество «прибамбасов» (музыкального сопровождения, откручивающихся частей, нарисованных глаз и выступающих ушей) не имеют принципиального значения. Важно все-таки, чтобы горшок воспринимался не как игрушка, а в качестве предмета совершенно определенного назначения. И в этой связи не стоит поощрять просто игры с горшком. «Вот это стул. На нем сидят» - и, по аналогии, - «Это горшок, на нем писают и какают». Желательно, тем не менее, чтобы горшок был сделан из экологически чистой пластмассы, был удобным - размеры соответствовали попе, не был холодным. Наличие спинки (горшок в виде кресла) совсем не помешает.

10. Непринципиально: горшок или унитаз (подразумевается наличие специального детского сиденья). Тут уж как вам удобнее. С учетом того, что, особенно на первых порах, процесс может затягиваться, горшок сподручнее, поскольку общаться в комнате приятнее, чем в тесном туалетном пространстве. Совмещать горшок с унитазом - вполне приемлемый вариант, особенно для мальчиков. Специальная табуреточка в туалете, а с нее помочиться - это ж просто удовольствие и осознанное приобщение к миру взрослых. А если еще папа найдет время показать, как это делается...

Итоговое наблюдение из практики.

Честное слово, за два десятка лет работы педиатром я ни разу не сталкивался с ситуацией, когда родители нормального четырехлетнего ребенка обращаются к врачу по поводу того, что дитя не умеет пользоваться горшком.

Но рыдания мамы, чей двухлетний отпрыск писает в штаны, - явление довольно типичное. При этом главный повод к огорчениям не тот факт, что наш штаны намочил, а то, что все остальные давно ходят на горшок.

А с чего вы взяли, что все остальные ходят?

Так сами говорят!

По этому поводу вспоминается замечательный анекдот о том, как пенсионер Иван Иванович жалуется сексопатологу: «Соседу Петру Петровичу, как и мне, 70, он говорит, что может 3 раза, а я вообще не могу!». А доктор советует: «Так и вы говорите»… Надеюсь, аналогия понятна.


***

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, т.к. нет строго определенных правил и возраста, у всех детей это происходит по-разному. Мальчики отстают от девочек, потому что им труднее управлять мышцами, задействованными в этом процессе.

Чтобы малыш научился пользоваться горшком, необходимо, чтобы он достиг определенного уровня развития. Это происходит между 12 и 18 месяцами его жизни, когда стенки мочевого пузыря становятся достаточно сильными. Необходимо также научить ребенка просидеть, не уставая, на горшке примерно 10 минут, что не удается раньше годовалого возраста.

В течение первого года большинство детей почти не чувствует деятельности своего кишечника. Как только прямая кишка оказывается наполненной, содержимое выталкивается. Наблюдательная и внимательная мама легко «поймает» этот момент и посадит на горшок. Однако это не означает, что она приучила ребенка к горшку.

В начале второго года жизни ребенок начинает ощущать наполненность прямой кишки. Он уже может контролировать себя в этом процессе. Контроля за мочеиспусканием добиться гораздо труднее. В возрасте 16-18 месяцев мочевой пузырь способен удерживать большое количество мочи, и штанишки остаются сухими в течение двух, а то и более часов - значит, настало время ПРИУЧАТЬ ребенка к ГОРШКУ. С этого момента необходимо держать горшок под руками и высаживать ребенка каждые 2 часа. НО НЕ ПЕРЕУСЕРДСТВУЙТЕ. Если делать это чаще, проявляя нетерпение, это занятие малышу очень скоро надоест.


***

Единого правила тут нет. Все зависит от скорости развития малыша. Как правило, сдерживать позывы к дефекации и мочеиспусканию ребенок умеет уже к полутора годам, а к двум начинает контролировать процесс освобождения организма от отходов жизнедеятельности. Вот тогда-то и имеет смысл приучать его к горшку. Купите пластиковую яркую модель, можно в виде животного, растения, и поставьте ее в комнате на видном месте. Пусть ребенок привыкнет к новому объекту реальности.

Через неделю раз в день высаживайте ребенка на горшок в одежде. Если он ведет себя спокойно, явно не испытывает неудобств, сажайте его на горшок сразу после того, как он сходит в подгузник. Подгузник же кладите в горшок. Тем самым вы наглядно продемонстрируете его предназначение.

Осознанная потребность использования горшка сформируется у ребенка только к трем годам. До этого времени запаситесь терпением и ни в коем случае не ругайте малыша за то, что он намочил штаны.

Процесс приучения следует начать со знакомства ребенка с горшком. Необходимо поставить горшок на пол на видном для малыша месте. Пусть несколько дней ребенок просто привыкает к нему, как к новому объекту в помещении. Возможно, малыш будет с ним играть, складывать в него игрушки и пр. Препятствовать этому не стоит.


Далее можно начинать высаживать ребенка на горшок, сначала на минуту-две, потом дольше. Естественно, с первого раза ребенок вряд сделает свои дела в горшок, пусть он просто посидит. Дети обычно – создания не усидчивые, поэтому, усадив ребенка на горшок, можно почитать ему книжки, поиграть с ним. Как только малыш пописает, нужно его похвалить, но не слишком бурно, иначе ребенок переключится на ваши эмоции и вскоре забудет, за что вы его хвалили. Если малыш отказывается сидеть на горшке, то силой держать его там не стоит, это вызовет у ребенка только неприязнь и отторжение от горшка.


В процессе привыкания к горшку ребенок будет писать в штаны , на пол, на кровать... Ругать за это ребенка не нужно. Также не нужно акцентировать внимание ребенка на сделанной им луже, ведь это тоже не лучший вариант. Необходимо просто спокойно сказать ему, что он уже большой, поэтому ходить в туалет он должен в определенное место. При этом можно подвести его к горшку.


Процесс приучения может быть достаточно длительным. Он может занять не неделю, и даже не две, а пару-тройку месяцев (все зависит от возраста ребенка и поведения родителей). Но, в конце концов, малыш усвоит все уроки и будет исправно посещать своего «пластмассового друга» и вовсе не для того, чтобы поиграть с ним.

Видео по теме

Рано или поздно каждая мама начинает приучать ребенка к горшку, предварительно наслушавшись рекомендаций окружающих. На самом деле это не такой сложный процесс, как кажется на первый взгляд. Важно правильно организовать этот момент, опираясь на психологическое и физиологическое развитие малыша.

В процессе приучения ребенка к горшку не следует руководствоваться рекомендациями бабушек, соседей, подруг и тетей. Эту ошибку совершают многие мамы. Всегда на вашем пути попадется тот, кто скажет, что его ребенок стал ходить на горшок чуть не с 6 месяцев. Это начинает наводить вас на мысль: «Чем мой ребенок хуже?» Вы начинаете приучать малыша к горшку, даже если он против.

На этом этапе вы должны для себя уяснить, что важнее - ваш малыш или мнение окружающих? Если ребенок соседки сел на горшок в год, а ваш в 2 года не хочет, еще ни о чем не говорит.

В данном процессе важны всего лишь три составляющих:
- развитие органов мочеиспускания;
- состояние нервной системы;
- педагогическая активность родственников.

Если у ребенка нет патологий в развитии, то рано или поздно он научится справлять свою нужду в положенном месте. Вы лишь должны знать, что средний возраст приучения ребенка к горшку 2,3-3 года. Именно в этот момент мозг начинает осознанно контролировать выделительные функции.

У кого-то эта связь формируется раньше, у кого-то позже. Поэтому присмотритесь к своему малышу и прислушайтесь к нему. Как только вы «услышите» его, сделаете правильный вывод для себя.

Очень раннее приучение к горшку обычно приводит к истерикам и негативному отношению к этому процессу. Ни в коем случае не следует сажать насильно, кричать на него. Просто он не готов еще к этому, забудьте про горшок на 1-2 месяца . Вернитесь к подгузникам. Не надо травмировать психику ребенка и свою.

Допустим, вам удалось приучить ребенка ходить на горшок в год. Тогда будьте готовы к тому, что этот процесс будет неустойчивым. Потому что тот рефлекс, который вы выработали у ребенка, совсем не то, что нужно на самом деле.

Ребенка должно побуждать не ваше «пи-пи» или «а-а», а физиологический процесс (наполнение мочевого пузыря). А соответствующие стойкие условные рефлексы формируются к трем годам.

Как только вы заметили желание у ребенка, можете смело продолжать свои начинания. Легче это делать в летнее время года - проще снять одежду и все быстрее сохнет.

Покажите малышу горшок: как его открывать, как садиться. Объясните, для чего он нужен. Если у ребенка получилось справить нужду в положенное место, похвалите. Если нет, не показывайте свое огорчение.

Предлагайте сесть на горшок после сна или еды. В такие моменты наиболее велика вероятность «процесса». Приучайте ребенка к горшку постепенно, не следует сразу отказываться от подгузников . Одевайте их на прогулку, в гости, в поликлинику.

Затем старайтесь организовать встречи с горшком не только, когда пора, а как того требует распорядок дня. Например, перед прогулкой, сном. И со временем вы заметите, как ваш малыш начнет ходить на горшок без истерик и крика.

Видео по теме

Источники:

  • Дорога к горшку.

Важный этап в жизни малыша – это обучение пользоваться горшком. Научить ребенка вовремя присесть на этот «предмет интерьера» нужно правильно и не торопясь. К полутора годам малыша многие родители уже замечают, что ребенок может потерпеть, что он показывает свое желание пописать жестами или какими-то фразами. Готовность ребенка к обучению можно определить, если подгузник сухой в течение двух-трех часов.



Инструкция

Купите ребенку яркий и интересный горшок. Он должен быть по размеру: для начала подойдет небольшой емкости и невысокий. Поставьте горшок в комнате, в зоне видимости ребенка. Пусть ваш малыш заинтересуется им, познакомится.

Расскажите малышу, что это и для чего нужен горшок. Если у вас есть старшие дети, то пусть они наглядно продемонстрируют, что нужно делать с горшком. Предлагайте присаживаться на горшок, первое время не снимая штанов.

Снимите с ребенка дневной подгузник. Пусть ребенок увидит свои «нижние» органы, потрогает их. Для того чтобы ребенок понимал, что нужно делать в горшок и когда ему проситься на него, он должен не раз увидеть, как он какает и писает.

Предлагайте ребенку присесть на горшок после и до сна, перед прогулкой, после нее. В это время есть наибольшая вероятность, что он сделает «свои дела» в горшок.
Если получилось – похвалите; покажите, как вы рады его действиям. Если не получилось – не ругайте малыша, не показывайте ему ваше разочарование. В течение дня следите за ребенком: как только ребенок затихает, начинает кряхтеть, или тужиться – сразу предлагайте присесть на горшок.

Приучайте ребенка к горшку в игровой форме. Комментируйте все действия: как снимаете малышу штаны, как присаживаете, что нужно сделать в горшок, как после «дела» поднимаете штаны, куда выливаете содержимое горшка, как ополаскиваете. Позже ребенок начнет повторять за вами все. Играя, дети лучше запоминают.

Не удерживайте ребенка на горшке силой, так у ребенка сложатся не очень приятные воспоминания о горшке. Также не стоит играть или читать книжки, сидя на горшке.
Не стоит приучать ребенка к горшку во время стрессов: болезни, переезда, рождения братика или начала посещения детсада .
Если случилась «авария», то стоит спокойно все убрать и напомнить ребенку, куда надо пописать .
Самое лучшее время приучения к горшку – это лето. Именно тогда на малыше минимум одежды, даже есть возможность бегать голышом и самостоятельно садится пописать.

Видео по теме

Приучение к горшку – важный этап в жизни ребенка. И все родители задаются вопросом, когда и как лучше всего освоить этот процесс.



Процесс привыкания к горшку у каждого ребенка проходит индивидуально. Не стоит торопить события, наблюдайте за крохой и действуйте поэтапно.


  1. Начинать знакомство с горшком можно с момента, когда ребенок научился уверенно сидеть (после 8-9 месяцев).

  2. Первое время позвольте малышу просто поиграть с горшком, пусть он привыкнет к новому предмету.

  3. Расскажите и покажите крохе, как нужно пользоваться горшком. Возьмите резиновую игрушку и налейте в нее немного воды. Поиграйте и скажите, что игрушка захотела в туалет. Посадите ее на горшок и нажмите, чтобы потекла водичка. Радостно похвалите игрушку за результат.

  4. Через несколько дней после первого знакомства пробуйте посадить самого малыша на горшок. Звуками «пись-пись-пись» и «а-а-а» призывайте его к действию.

  5. Не заставляйте малыша сидеть на горшке, если он этого не хочет. Отложите обучение на несколько дней, а затем продолжите.

  6. Понаблюдайте, в какие моменты ребенок обычно ходит в туалет. Самое распространенное время – после еды, сна или прогулки. Перед опорожнением дети обычно затихают , становятся сосредоточенными, перестают играть. Ловите момент!

  7. Не оставляйте кроху на горшке дольше 5 минут. Продолжите игры и повторите попытку позже.

  8. Торжественно похвалите ребенка за малейшие достижения. Ведь благодаря этому он сможет понять, что все сделал правильно.

  9. Горшок – не игрушка, не стоит покупать навороченные устройства с музыкальным сопровождением или в форме игрушек.

  10. Примерно до 1,5 лет малыш еще не в состоянии контролировать процессы мочеиспускания и дефекации, поэтому не стремитесь исключить памперсы. Просто старайтесь сделать для него горшок привычной вещью. Ваша задача – закрепить у крохи понимание, для чего нужен горшок.

  11. Начиная с 1,5 лет, у детей появляется чувствительность к наполнению мочевого пузыря и прямой кишки. Это говорит о наступлении физиологической готовности ребенка к горшку. В это время вы можете заметить, что малыш может оставаться сухим на протяжении более 2 часов.

  12. Последний этап – это закрепление результатов. Спустя несколько месяцев обучения, малыш начнет сам проситься на горшок. Однако это не значит, что можно забыть о мокрых штанишках. В случае неудачи не ругайте кроху. Спокойно объясните, что в следующий раз нужно сходить на горшочек.

Удачи всем в постижении «горшковой» науки!

В наше время существует множество различных вариантов памперсов, которые значительно упрощают жизнь молодым мамочкам. Однако они дороги и многие стремятся приучить ребёнка к горшку как можно раньше. Это довольно трудоёмкий процесс и он требует от родителей соблюдения спокойствия и терпения. Очень важно прислушаться к мнению специалистов, чтобы свести к минимуму возможные сложности и ускорить процесс обучения.

С какого возраста можно начинать попытки обучения: год, два, три?

Впервые решив приучать малыша к самостоятельному справлению нужды «по-взрослому», многие родители не знают, в каком возрасте это лучше всего начинать. Стоит прислушаться к мнению авторитетных специалистов, чтобы сделать этот процесс максимально эффективным и быстрым.


Очень важно спокойно приучать ребёнка к горшку, иначе он будет бояться и процесс очень затруднится

По мнению доктора Комаровского, существуют определённые возрастные рамки, во время которых у ребёнка начинают развиваться условные рефлексы, благодаря чему малыш сможет управлять процессами дефекации и мочеиспускания. Известный врач выделяет несколько важных факторов, которые необходимо учитывать.

  1. Уровень развития коры головного мозга у малыша. У всех детей этот процесс протекает с разной скоростью и далеко не всегда более старший ребёнок будет подготовленней для приучения к горшку, чем младший.
  2. Степень развития органов и мышц малого таза. Особенно важен мочевой пузырь, прямая кишка, мышцы нижней части живота, сфинктеры. Именно от их развитости зависит умение контролировать процесс дефекации и мочеиспускания, которые позволяют дотерпеть до туалета.
  3. Желание родителей приучить сына или дочь к туалету. Чем оно сильнее, тем больше усилий они прилагают, чтобы обучить малыша.

Доктор Комаровский отмечает, что приучить к горшку можно и в совсем раннем возрасте до одного года, если выработать у ребёнка особый условный рефлекс. Он формируется, когда родители часто повторяют слова типа «а-а», «пи-пи» и другие, похожие по смыслу. Этот метод действительно может ускорить процесс, однако он не является достаточно правильным. В данном случае у крохи вырабатывается рефлекс «фраза родителя - полный мочевой пузырь - мочеиспускание». Однако правильней, когда мочеиспускание стимулируют не слова, а переполненный мочевой пузырь. У некоторых детей, которых приучали к горшку в самом раннем возрасте с помощью специальных слов, в два года мог начаться своеобразный кризис, после чего они переставали ходить в туалет. Это физиологический процесс, при котором мозг малыша достаточно развивается и начинает контролировать позывы самостоятельно, отходя от прежнего выработанного рефлекса.

Доктор Комаровский не говорит о том, что приучать к горшку до одного года нельзя, однако только после двух лет мозг начинает постепенно подготавливаться к сознательному контролю за выделительными функциями. И именно из-за этого больших успехов можно добиться в период с двух до трёх лет.

Видео о возрасте, с которого надо начинать приучать малыша, в программе Доктора Комаровского

Признаки, говорящие о готовности ребёнка

Специалисты отмечают несколько признаков, которые говорят о том, что ваш кроха готов у началу приучения к горшку. Очень важно замечать и поощрять их, чтобы процесс обучения происходит быстрее и успешней.

  1. Ребёнок начинает показывать окружающим, что он хочет сходить в туалет. Все делают это по-разному. Одни показывают жестами, другие - предупреждают словами и звуками.
  2. Постепенно у него устанавливается более стабильный режим дефекации.
  3. Подгузник может оставаться сухим более полутора часов.
  4. Малыш знает, как называются части тела, основные предметы его гардероба и слова «покакал», «пописал».
  5. Он понимает, где находится туалет и имеет свободный доступ к нему.
  6. Если памперс испачкался, то малыш начинает отрицательно реагировать на это и всячески старается показать своё недовольство.
  7. Он старается научиться или уже умеет сам снимать с себя одежду.


Помните, что ребёнок должен быть достаточно развит, чтобы начать приучаться к горшку

Способы приучения ребёнка к горшку: книги, мультфильмы, игры и прочие советы

Всем родителям стоит понимать, что успех обучения зависит не только от готовности малыша, но и от подхода взрослых. Очень важно уделять этому процессу много времени и внимания, так как невозможно быстро добиться успеха, приучая только вечером после работы или по выходным. Он не будет воспринимать поход в туалет как обязательную процедуру и продолжит писать в подгузник.

Если сынок или дочка сходили на горшок, нужно очень сильно похвалить их и порадоваться за успехи. Не стоит прибегать к чрезмерному поощрению различными сладостями и подарками, потом будет очень сложно отучить малыша от таких стимулов.

Запаситесь терпением, нельзя ругаться и кричать на ребёнка, если он описался. Это только сделает его пугливым и может выработать особые страхи перед самим процессом мочеиспускания. Нужно понимать, что малыш только познаёт этот мир и для него поход на горшок является чем-то новым, к чему необходимо привыкнуть и выработать привычку. Лучше всего начать процесс обучения в тёплое время года, так как ему проще снимать с себя лёгкую одежду, чем колготки, штаны и другие предметы гардероба.


Лучше всего начать приучать ребёнка к горшку летом, когда он носит меньше одежды

В первую очередь нужно начинать обучение в определённые моменты, когда дети чаще всего хотят сходить в туалет. Обычно это происходит сразу после пробуждения и после приёма пищи. Также стоит уделять внимание особым жестам, которые ребёнок выполняет, когда хочет пописать или покакать. Постепенно, по мере обучения, выработайте особый распорядок дня и сажайте на горшок перед тем, как пойти погулять, отправляться ко сну и т. д.

Каждый раз необходимо показывать, как выглядит весь процесс. Покажите ему, где находится горшок, как его открыть. Затем обучите малыша тому, как снимать штаны и трусы и как потом надевать их обратно. После завершения покажите, куда можно вылить содержимое горшка, как его вымыть и убрать на своё место.

На первых этапах можно не отказываться от подгузников и убирать их постепенно, по мере обучения. Особенно долго придётся их использовать во время ночного сна, так как именно в этот период ребёнку тяжелее всего контролировать свои желания.

Видео о способах приучения в программе Доктора Комаровского

Небольшие хитрости во время приучения к горшку

Опыт многих родителей показывает, что порой нужно прибегать к различным хитростям, чтобы обучить ребёнка ходить на горшок.

  1. Если у вас в семье уже есть старший ребёнок, то он может послужить отличным примером для своего братика или сестрички. Для этого ему нужно показать, как правильно пользоваться туалетом.
  2. Не стоит держать малыша на горшке больше пяти минут. Во-первых, это способствует сильному давлению в органах малого таза, а во-вторых, утомляет малыша.
  3. Предлагайте ребёнку игры и развлечения, пока он сидит на горшке. Можно включить специальные мультики, в которых будет объяснено, как пользоваться туалетом.
  4. Трусы и штаны должны быть очень простыми в обращении. Нужно избегать молний, пуговиц, шнурков и других приспособлений, которые могут помешать самостоятельно снять одежду.
  5. Пойдите в магазин вместе с ребёнком и позвольте ему самостоятельно выбрать горшок. Это позволит с большим успехом приучить малыша к туалету.
  6. Почитайте ему книгу, в которых рассказывается о том, как пользоваться туалетом. Особой популярностью пользуется «Макс и горшок» автора Барбру Линдгрен. В ней простым и доступным языком, а также рисунками рассказывается, как малышу пользоваться этим предметом.


За одну неделю

Обычно процесс обучения длится от нескольких недель до пары месяцев. Однако некоторые родители стремятся ускорить процесс. Для них разработаны методики, которые порой помогают добиться результата в сокращённые сроки. Существует особая система «Добровольный малыш», которую придумала Джина Форд. Она подходит только для детей старше полутора лет, которые умеют самостоятельно снимать штаны и понимают просьбы родителей.

  1. Первый день. Сразу после пробуждения с ребёнка необходимо снять подгузники и сказать ему, что начиная с этого момента он теперь всегда будет ходить в трусах, так как уже очень взрослый. Разговаривайте с малышом максимально аккуратно, не травмируя его психику. Посадите его на горшок и объясните, что ему нужно сделать. Если ребёнок не смог сходить в туалет, повторяйте процедуру каждые 25 минут. После удачной попытки похвалите и порадуйтесь вместе с ним успехам.
  2. Второй день. Родителям необходимо быть крайне внимательными, постоянно наблюдать за ребёнком. При каждом признаке, указывающем на желание сходить в туалет, нужно сразу сажать малыша на горшок.
  3. Третий день. Необходимо продолжать следить за поведением и по-прежнему высаживать его на горшок. На этом этапе необходимо отказываться от памперсов даже во время прогулок, чтобы ребёнок окончательно стал отвыкать от прежних привычек.
  4. С четвёртого по седьмой день происходит закрепление знаний, во время которых надо также напоминать о туалете и о его новых навыках гигиены. Особенно внимательным надо быть во время игр и просмотров мультиков, так как малыш может задуматься и забыть о том, что теперь он должен ходить в горшок.


Давно отмечено, что «коллективное обучение» приносит более скорые результаты

По утверждению автора, этот метод должен помочь родителям обучить своих детей пользоваться горшком. Не надо пугаться, если периодически будут встречаться осечки, так как ребёнок только учится и ему необходимо время, чтобы закрепить новые знания.

Видео о том, как приучить ребёнка ходить на горшок за неделю

За три дня

В некоторых случаях необходимо приучить кроху справлять нужду в горшок в максимально короткие сроки. Конечно, шансы на полноценное освоение нового навыка довольно малы, но с помощью этой методики можно заложить базовые знания у малыша и доступно объяснить ему все нюансы. Этот способ подойдёт для детей в возрасте от 1,5 до 2 лет, когда они уже могут самостоятельно объяснить, что хотят в туалет, а также если они показывают своё недовольство грязным подгузником.

Приготовление к обучению нужно начинать примерно за две недели. Для этого необходимо выполнить ряд действий, которые помогут сделать процесс более эффективным.

  1. В первый день подготовки купите вместе с ребёнком горшок. Каждый день до непосредственного обучения объясняйте ребёнку, для чего он нужен. Расскажите ему, что он как унитаз для взрослых, только меньшего размера.
  2. Примерно за неделю до приучения начинайте постепенно подготавливать ребёнка к тому, что скоро придётся перестать носить подгузники. Приобретите трусы из хлопчатобумажной ткани, лучше всего с изображением зверят или мультяшных героев, чтобы у малыша появился к ним интерес.
  3. Необходимо заранее подготовиться к тому, чтобы выкроить три дня подряд полностью для обучения ребёнка. Если будет необходимо, возьмите отгул на работе, так как на период приучения к горшку придётся постоянно находиться рядом с малышом.

Первый день

В первый день с самого утра необходимо снять подгузник и надеть ребёнку трусы либо можно разрешить ему бегать голышом, если температура в квартире достаточно тёплая. Горшок поставьте на видное место, чтобы ребёнок всегда имел к нему доступ.

Во время обучения можно давать ребёнку пить больше жидкости, чтобы он чаще ощущал позывы к мочеиспусканию.

Постарайтесь постоянно находиться рядом с ребёнком и наблюдайте за его жестами, которыми он показывает желание пописать или покакать. После каждой удачной попытки хвалите малыша, делая акцент на том, за что именно была произнесена похвала. Вместо обычного «молодец» необходимо говорить «молодец, что пописал в горшок». Перед сном можно надеть ребёнку подгузник, так как он вряд ли сможет контролировать себя на таком раннем этапе обучения.


Игровой процесс ускоряет обучение в несколько раз

Второй

С утра также снимите подгузник и сразу посадите ребёнка на горшок, после чего обязательно похвалите его. Не надо ругать или заострять внимание на неудачах, лучше всего просто пропускать их и не показывать малышу своё недовольство.

В этот день нужно выйти на прогулку с ребёнком уже без подгузника. Перед этим необходимо сводить ребёнка в туалет, чтобы он пописал и покакал. Захватите с собой на всякий случай запасную одежду или горшок.

Третий

В последний день обучения необходимо совершить две прогулки, чтобы закрепить у ребёнка навык проситься на горшок, находясь вне дома. Водить малыша в туалет необходимо перед каждым мероприятием, таким как дневной сон, ночной сон, пробуждение, приём пищи, прогулка.

После обучения в течение трёх дней, дети обычно начинают хорошо понимать, как пользоваться горшком и предупреждают родителей о желании сходить в туалет.

Видео о том, как приучить ребёнка к горшку за пару дней

Быстрый способ: можно ли провести обучение за один день

Натан Эзрид и Ричард Фокс разработали очень быстрый метод, который позволяет приучить малыша всего лишь за одни сутки. Необходимым условием является возраст от двух лет, возможность объясняться и понимать родителей, а также возможность мамы или папы на протяжении всего дня постоянно быть рядом с малышом.

Купите небольшую куклу с дырочкой, чтобы на её примере можно было объяснить ребёнку, как проходит процесс мочеиспускания и как нужно пользоваться горшком. Затем покажите, каким образом снимаются трусы. Попробуйте уединиться с ребёнком в отдельной комнате и ограничьте на один день его общение с другими людьми.

Посадите малыша на горшок, почитайте ему книги или поиграйте в игрушки. Дождитесь, пока он сходит в туалет и радостно похвалите. Затем покажите, куда вылить содержимое и помойте руки. Постарайтесь выполнять все эти действия как можно чаще в течение суток.

Есть ли разница в приучении мальчика и девочки

Многие специалисты и родители отмечают, что скорость обучения сильно зависит от пола ребёнка. Зачастую девочки быстрей приучаются к различным гигиеническим процедурам за счёт усидчивости. Благодаря этому они могут дольше просидеть на горшке, что увеличивает шансы на быстрое приобретение навыка.

Девочки стараются подражать своим мамам и поэтому перенимают от них привычки и поведение, а мальчикам служит примером отец, который чаще всего занят на работе и не может уделить должное количество внимания.

У девочки процесс обучения стандартный, а вот мальчика сначала нужно научить писать сидя, и только после приобретения навыка можно перейти к более взрослому «мужскому» варианту. Лучше, если обучит ребёнка отец или другой близкий человек. Необходимо объяснить малышу, что нужно точно попадать в туалет, чтобы не пачкать всё вокруг.

Как правильно выбрать горшок

В первую очередь при выборе горшка следует учитывать материал, из которого он произведён, проверьте наличие сертификатов качества на продукцию. Затем нужно обратить внимание на его форму, размер должен подходить ребёнку. Также необходима поддерживающая спинка, чтобы не перегружать позвоночник.

Если был выбран яркий горшок, который выглядит как машинка или сказочный персонаж, очень важно объяснить ребёнку, что это не игрушка и им можно пользоваться только для определённых целей. Для более взрослых детей подойдёт детское сиденье на унитаз с небольшой лесенкой.


Существуют удобные модели с лесенкой, которые ставятся непосредственно на унитаз

Для мальчиков лучше купить горшок со специальной выемкой и валиком, чтобы исключить обрызгивание. Для девочек же подойдёт сиденье с округлым отверстием.

Как приучить малыша просыпаться ночью и проситься

Наиболее сложной задачей является приучения ребёнка проситься на горшок ночью. Сократите употребление жидкости перед сном, постарайтесь не давать ребёнку пить хотя бы за один час до укладывания в постель. Обязательно посадите малыша на горшок, прежде чем он уснёт.

Подстелите на кровать пелёнку, чтобы её можно было быстро сменить на сухую, если ребёнок вдруг описается. Разделите период сна на три примерно равных отрезка. Два раза за ночь родители должны просыпаться и высаживать малыша на горшок. Спустя некоторое время он начнёт привыкать к таким пробуждениям и постепенно можно будет сократить их до одного раза за ночь. Через несколько недель ребёнок будет просыпаться самостоятельно и просить родителей сводить его в туалет.

С какими проблемами может столкнуться молодая мама и как их можно решить

Обучение ребёнка любому новому навыку - это трудоёмкий процесс и зачастую сопровождается различными проблемами. Некоторые дети в какой-то момент могут перестать ходить на горшок, а другие просто отказываются на него даже садиться.

Отказ от приобретённого навыка

Очень часто родители жалуются на странное поведение детей, которые уже были приучены к горшку. В какой-то момент ребёнок наотрез отказывается на него садиться и может даже сильно плакать, если его заставляют. Существует множество причин, которые могли привести к такому явлению.

  1. Любое стрессовое событие, которое могло повлиять на эмоциональное состояние ребёнка. Если недавно был переезд, поход в детский сад, знакомство с новыми людьми или другое травмирующее происшествие, ребёнок может начать странно себя вести и опять писать в штаны. Необходимо с пониманием отнестись и ни в коем случае не ругать ребёнка за такие промахи. Постарайтесь окружить его вниманием и теплом и затем постепенно опять начните приучать к горшку.
  2. По достижении трёхлетнего возраста у многих детей начинается своеобразный переходный период, во время которого они часто вредничают, устраивают истерики, отказываются слушаться и в том числе ходить на горшок. Необходимо проявить терпение и отвлекать ребёнка игрушками, мультиками и книгами, чтобы он был сам заинтересован сходить в туалет правильно.
  3. В некоторые периоды, когда ребёнок себя плохо чувствует, он может перестать ходить в горшок. Спровоцировать такое поведение могут режущиеся зубки, осложнения после прививок, простуда и т. д. Необходимо дождаться, пока малыш придёт в себя и опять показать ему, как ходить на горшок.

Страх перед горшком

Как бы странно это ни звучало, но некоторые дети могут бояться горшка и из-за этого устраивают истерики при попытках посадить на него. Произойти это может из-за множества причин:

  • приучение к горшку началось в очень раннем возрасте, когда малыш ещё не был готов;
  • отсутствие похвалы;
  • грубое поведение родителей, наказание за промахи;
  • попытки усадить ребёнка на туалет применяя агрессию;
  • стеснительность, при которой ребёнок не хочет ходить в туалет на глазах у других людей;
  • слишком холодное сиденье горшка, которое вызвало неприятное ощущение.

Во всех перечисленных случаях нельзя ругать ребёнка или пытаться продолжать его обучать грубостью. Постарайтесь на время отпустить ситуацию и подождите, пока страхи пройдут. В некоторых случаях эффективно проигрывание пугающей ситуации в играх, где родитель показывает, что горшок на самом деле не опасен. Можно использовать любимые игрушки ребёнка или нарисовать историю на бумаге.

Физиологические нарушения

К сожалению, в некоторых ситуациях причиной сложностей приучения к горшку могут быть различные заболевания и нарушения работы внутренних органов. Если неконтролируемое мочеиспускание продолжится и по достижении пяти лет, то необходимо обратиться к врачу, который может диагностировать следующие нарушения:

  • патологии развития мочеполовых органов;
  • воспалительные процессы в органах малого таза;
  • отклонения в работе нервной системы;
  • продолжительные стрессовые состояния.

В первую очередь ребёнка нужно показать урологу. Он назначит проведение различных анализов и проведёт УЗИ-диагностику почек и мочевого пузыря. Если проблему не обнаружат, то малыша направят к неврологу. Девочкам иногда дополнительно назначается осмотр у гинеколога.

За какой период можно обучить малыша

Существуют методики, которые могут приучить ребёнка к горшку за неделю, три дня и даже за сутки. Однако, по мнению большинства педиатров, оптимальным сроком будет несколько недель, за которые малыш без лишнего стресса успевает адаптироваться к новому навыку.

Многое, конечно, зависит и от самого ребёнка. Некоторые могут приучиться к горшку и за один день, но большинству детей понадобится несколько большее время.

По мере взросления ребенка, вы, как мама, ожидаете новых успехов в развитии, устойчивого сидения, появления навыков ползания, первых шагов и сладких слов. Хоть это все естественные процессы, заботливые родители знают, что без их помощи малыш не справится. Чадо не сядет, пока мускулатура не будет развита для этого, не поползет без выученных навыков, не пойдет без физической поддержки. Так происходит и с приучением к горшку – малыш не начнет в него ходить, пока вы этому не посодействуете.

С какого возраста начинать приучение ребенка к горшку

В этом вопросе, сколько родителей, столько и мнений. Кто-то советуется с квалифицированными врачами.­ Другие мамы подвергаются психологическим атакам соседей, бабушек и теть. Узнать, кто из них прав – невозможно, ведь у каждого родителя индивидуальный подход, и врачи с родственниками не знают досконально физических и интеллектуальных способностей чада.

С медицинской точки зрения, оптимальным возрастом для приучения малыша к горшочку является срок от 18 до 20 месяцев. В этот момент кроха начинает самостоятельно осознавать и контролировать наполнение мочевого пузыря и кишечника. Как же реагировать на рассказы от соседок и бабушек, которые утверждают, что их малыш уже справлял нужду в возрасте года? Ранее давали отпуск по уходу за ребенком максимум на год, поэтому старшее поколение любыми способами пыталось выработать рефлексы мочеиспускания у детей перед определением их в ясли.

Высаживая годовалого ребенка или более младшего, не стоит ожидать грандиозных и быстрых результатов. Задержка мочеиспускания начинает вырабатываться в возрасте от года до полутора, в этот промежуток времени нужно знакомить малыша с горшком, объяснять, что к чему, но никак не заставлять. Будут встречаться промахи, когда кроха будет писать в штанишки, ни в коем случае не ругайте его за это! Малыш еще не в состоянии контролировать опорожнение кишечника и мочевого пузыря.

Признаки готовности­


Ребенок сам подскажет вам, когда готов покорять вершину. Признаки, которые указывают на готовность высаживать малыша на горшок очевидны: физиологические, психологические и неврологические. Среди первой группы главными являются умение ходить, садится на корточки, вставать; поднимать игрушки и предметы с пола, складывать их на место; снимать и надевать трусики. О психологической готовности свидетельствует развитая, осознанная речь малыша, который выражает желания через слова или звуки, понимание и спокойное выполнение просьб родителей.

К неврологическим признакам относят конкретный режим опорожнения, недовольство от ношения мокрых штанишек и трусиков, нормальная реакция на детский «туалет», подражание родителям даже в этой сфере. Не заметить готовность – сложно, ваша собственная интуиция вместе с желанием крохи подтолкнет вас к правильному решению. Прислушайтесь к своему материнскому инстинкту, вместо реакции на упреки и советы бабушек, соседок, теть.


Как выбрать горшочек

Чтобы не разочароваться в попытках приучить малыша к горшку, выбирайте этот предмет по трем правилам: подходящий размер, теплый материал, ничего лишнего в виде музыкальных слоников и погремушек. Если вы хотите сэкономить на памперсах, а малышу чуть больше полугода, то понадобится небольшой туалет. До двух лет выбирают горшочки с диаметром и высотой в 12 см, а после – 15 см. Ноги должны упираться в пол, а попа – не проваливаться внутрь.


Форма должна соответствовать анатомическим особенностям тела. Круглая или овальная подойдет для девочек, вытянутая вперед – для мальчиков, выступ спереди должен присутствовать. Высаживая кроху в возрасте полутора лет, учитывайте комплекцию, вес. Присматривайтесь к устойчивым, удобным горшочкам крупных размеров, маленькие модели ломаются под большетелыми детками. Пластик – идеальный материал, легко моющийся и не тяжелый по весу. Обязательно отсутствие трещин и дефектов на горшочке, иначе есть риск размножения бактерий и вирусов.

Забудьте про холодные железные модели. Подросшего малыша лучше высаживать на взрослый туалет, чем на металлическую «миску». Сосуды в виде лошадок с музыкальными приставками не воспринимаются по предназначению. Дети на них садятся, чтобы поиграть, а не справить нужду. Вырабатывая рефлекс собаки Павлова, ребенок будет чувствовать дискомфорт на обыкновенных моделях или писаться, когда услышит похожую музыку.

Знакомство с процессом поможет отказаться от памперсов. Купив идеальный горшок, не стоит с первой минуты нахождения дома сажать малыша сверху. Кроха должен осмотреть нового «друга», потрогать, переставить. Вы постарайтесь объяснить, какая от горшка польза, зачем на него ходить (чистая попа и штанишки). Отличным примером будет игра с куклами или игрушками – высаживайте их по очереди, а после предлагайте ребенку повторить это действие. Если есть старшие дети, то приучить будет значительно проще, ведь подражать братьям или сестрам – любимое дело маленьких.


Приучение­ – это регулярные действия. Если вы будете сдаваться после неудач (попаданий в штанишки), срываться на малыше, то успех обойдет стороной. В этом процессе должны участвовать все члены семьи, не давить, а поощрять и хвалить чадо. Несколько полезных советов помогут понять, как приучать безболезненно и недолго:

  1. Отличное как настроение, так и состояние здоровья ребенка – главный критерий, на который следует ориентироваться.
  2. Лучше всего приступать к приучению к горшку летом, на малыше минимум одежды, которую легко снять при малейшем позыве или намеке.
  3. Подбирайте удобное время – перед и после ночного, дневного сна, еды, прогулки. Так вы сумеете заметить тенденцию, когда у ребенка моцион. В дальнейшем это будет происходить как неотъемный ритуал, в определенное время.
  4. У крохи получилось сходить в горшочек? Обязательно похвалите чадо, указав на «плоды» труда. Превратите этот ритуал в игру, где вы показываете, как смываете их во взрослый туалет, споласкиваете горшок, накрываете крышкой.
  5. При неудачах ни в коем случае не показывайте негатив на своем лице или в поведении. Это не повод для огорчения, ребенок рано или поздно научится ходить на горшок.
  6. Не стоит резко отказываться от памперсов. Первым делом их убирают во время бодрствований дома, затем на дневной сон, первые не слишком длительные прогулки, и в конечном итоге – ночью.
  7. Если вы находитесь в стадии приучения к горшку зимой или холодной осенью, надевайте подгузник на улицу для перестраховки, даже если кроха приходит с сухим памперсом. Это еще один повод для похвалы, непременно давайте малышу его потрогать.
  8. На горшке проводите не больше 10-15 минут. Ребенок должен знать, что есть определенное время для выполнения нужд, а книги и игры подождут.


Если вы приучаете малыша к горшку, когда он начинает прочно сидеть, будьте готовы ко всему – длительным неудачам вплоть до осознанного возраста и контролирования мочеполовой системы или метким попаданиям только благодаря знанию биологических часов организма чада. В возрасте до года у вас получится выработать рефлекс, который будет отвечать на ваши «а-а» и «пись-пись» соответственными действиями. Кроха будет выполнять ваши команды.

Когда до малыша дойдет, что ему хочется какать в горшок не по желанию родителей, он может испугаться или отказаться от своего пластикового «друга». Это детский протест. Чтобы не допустить такого, с раннего возраста старайтесь не просто говорить «а-а», а спрашивать о желаниях самого ребенка. Хочется ли ему пописать или покатать? При положительных ответах и самостоятельных решениях крохи вы добьетесь большего успеха, нежели при постоянном уговаривании.

За 3 дня

Если вы хотите годовалого ребенка приучить к горшку после памперсов, у вас мало что получится. Лучше делать это постепенно и в осознанном возрасте. Быстро приучить к горшку в 2 года – более реальная задача. Данная методика возможна, только если у ребенка сформировались необходимые навыки в развитии. Их легко пронаблюдать. Это способность оставаться сухим на протяжении 1-2 часов, первые сопротивления надеванию подгузников, определенный режим дефекации (малыш какает в одно и то же время ежедневно).


Купив горшок, не нужно сразу высаживать ребенка. Подготовьте сознание к грядущим переменам. Ежедневно рассказывайте, что такое горшок, какова цель и преимущества, как им пользоваться. Упоминайте о том, что все детки любят ходить на пластиковый туалет, а когда становятся старше, то переходят ко взрослому варианту. Примерно за 4-6 дней сосредоточьте внимание малыша на том факте, что в скором времени он не будет ходить в памперсах, а заменит их трусиками. Идеально будет, если вы в эти дни прикупите новое белье, которое оценит сам кроха (с любимыми героями мультиков).

Чтобы быстро приучить ребенка за 3 дня к горшку, необходимо постоянно находиться рядом. Хорошо, если у вас будут помощники (бабушка, супруг). В первый день сразу снимайте памперс, надевайте трусики, ребенок должен проходить так до вечера. Отложив все дела, пристально наблюдайте за действиями малыша. Вам придется ходить по пятам с горшком, это того стоит. Как только малыш начинает писать или кряхтеть, высаживайте на детский туалет. Это должно происходить стабильно, каждый раз при малейшей необходимости, чтобы не сбить с толку ребенка.


Не заостряйте внимание на неудачах, иначе рискуете зародить враждебные чувства к горшку. Хвалите за каждый поход, создавая логическую связь между позывами, «плодами» труда ребенка и вашими словами. Перед дневным и ночным сном лучше ненавязчиво самим предлагать посетить горшок, объясняя эти действиями взрослыми и естественными. При отказе малыша не настаивайте, а наденьте памперс.

Второй день должен проходить так же, как и первый – стабильно и без подгузников. Попробуйте добавить недлительную прогулку, выйдя без памперса (не забудьте захватить сменную одежду). Перед каждым походом на улицу следует высаживать ребенка на горшок внепланово. Третий день – в том же духе. Забываем про памперсы, обращаем внимание малыша на естественные процессы, объясняя, что в мокрых штанишках ходить некомфортно. Если приучение к горшку не вызывает у ребенка стресса, то общие труды будут увенчаны скорым успехом!

Видео доктора Комаровского

Среди передач доктора Комаровского тема «как приучать ребенка к горшку» весьма популярна. Посмотрите видео ниже, в котором известный педиатр развеет все мифы, обсудит советы бабушек и соседок, расскажет о медицинских показателях, которые свидетельствуют о полной готовности малыша к высаживанию. Поверьте, результативные навыки без слез и разочарований реальны!

Приучить своего ребенка к горшку одни мамы стараются как можно раньше, дабы поскорее избавиться от денежного расхода на подгузники и от постоянной стирки, а другие считают, что это можно отложить на поздний срок. Все начитанные мамочки могут рассказать, когда их дети начинают ходить, ползать или говорить, но не все знают, когда необходимо посадить ребенка на горшок, чтобы можно было как можно легче приучить его к нему.

Иногда проходит несколько месяцев постоянных мучений и борьбы, а потом за пару дней ребенок учится ходить на горшочек. Все облегченно вздохнули, ну а на самом деле просто наступил период, когда ребенок может приучиться к горшку естественным способом.

Когда нужно приучать ребенка к горшку?

Ребенок произвольно задерживать дефекации и мочеиспускания учиться с шести месяцев до одного года. Именно этот период характеризуется изучением тела и его возможностей, например, он изучает содержимое своего горшка или хлопает ладошками по луже, которую сам и сделал.
Он задерживает мочеиспускание играя, при этом тренируя способность контролировать свое мочеиспускание. В это время можно предложить ребенку присаживаться на горшок, но больше для того, чтобы он с ним познакомился, а не для того, чтобы он справлял свои естественные нужды. Устойчивую привычку пользоваться горшком в этом возрасте активному ребенку сформировать вряд ли получиться, так как ему трудно усидеть на одном месте, а вот если ребенок спокойный, то это может удастся.
От десяти до тринадцати месяцев ребенок ищет большей самостоятельности, поэтому может противиться принуждениям и запретам взрослых и даже предложению воспользоваться горшком.
Многие дети даже если пользовались до этого времени горшком, то в этот период они могут отказаться садиться на горшок. А после этого времени – примерно к четырнадцати месяцам, уже можно сознательно приниматься учить ребенка использовать горшок.
В период приучения вам наверняка не избежать луж. К двум годам с детьми легче договориться, чем с малюткой, ведь в это время они понимают речь и им можно будет объяснить зачем и куда сходить в туалет, следовательно, количество луж сведется к минимуму.
Ко всему прочему именно в этом возрасте им наиболее интересны туалетные дела. Конечно, все цифры эти приблизительны, так как каждый конкретный ребенок развивается отдельно. Поведение ребенка подскажет вам, когда лучше приступить к вопросу приучения к горшку.

Как быстро приучить ребенка к горшку?

Легче всего процесс приучения к горшку проходит у детей, мамы которых часто не пользовались подгузниками, но и у других детей есть шанс, только для этого нужно будет приложить немного больше усилий и терпения. Соблюдение следующих советов поможет вам значительно ускорить этот процесс:
- во время приучения к горшку нужно как можно меньше использовать подгузники, чтобы ребенок мог изучить свое тело, установить связь между позывами и отправлениями. Можно показать, как применяется горшок. Для этого понаблюдайте за ребенком и, как только вы заметили, что он готовится справить нужду, предложите ему горшок. Лучше будет, чтобы он на конкретном примере взрослого или старшего ребенка увидел, куда и как нужно справлять свою нужду.
- горшок всегда должен быть на виду и в пределах досягаемости.
- предлагайте горшок с поясняющими словами, например, давай пописаем или сюда надо какать.
- каждый раз, как ребенок сделает свои дела в ползунки, мягко напомните ему куда нужно писать, выразите легкое разочарование, но ни в коем случае не ругайте его и не заставляйте сесть на горшок, иначе у ребенка вырабатывается отвращение.
- если ребенок использовал горшок по назначению, не забудьте его похвалить, обнять.
- после каждого сна и после каждой еды не забывайте предложить малышу горшок.
- не забывайте, что для того, чтобы сходить в туалет, необходимо расслабиться, поэтому при незнакомых людях или в незнакомой обстановке лучше не сажать ребенка на горшок.

Неудачи при приучении к горшку?

Аварии случаются даже у малыша, который умеет ходить на горшок:
- пока вы его приучаете к горшку;
- в период, когда режутся зубки;
- во время увлечения игрой, так как ребенок не ощущает потребности в этом;
- во время кризиса одного года.
Во время приучения к горшку лучше, чтобы в комнатах не было ковров, а кресла и диваны можно застелить сложенными полотенцами или одноразовыми пеленками. Швабра с поролоновой насадкой поможет вам быстро убрать лужу на полу.

Как не носить подгузники на улице?

После того, как ваш ребенок выработает устойчивый навык пользоваться горшком, можно начать обходиться на улице без подгузника. Малыши, которые не носили подгузники, к тому моменту, когда вы их будете приучать к горшку, уже умеют терпеть и проситься на улице в течении прогулки. Памперсных детей тоже ждет успех, просто нужно на прогулку брать побольше запасных штанишек. Следующие рекомендации подскажут вам как лучше поступить:
- предложите ребенку сходить на горшок непосредственно перед прогулкой, если не захочет, то нужно настоять;
- если у вас нет желания ходить в кустике, то можно прихватить горшок с собой;
- после аварии необходимо объяснить ребенку, что произошло – ты описал штанишки, они мокрые;
- если ребенок сам попросился в туалет необходимо его похвалить за это;
- сходить на горшок нужно предложить и после прогулки.
Пройдет немного времени и ваш малыш будет терпеть всю прогулку, а вам не придется носить с собой запас одежды и горшок.

Как отказаться на ночь от подгузника?

Обходиться без подгузника в ночное время можно будет после того, как у вашего ребенка выработается устойчивый навык в использовании горшка и он начнет просыпаться ночью, для того, чтобы сходить на горшок. Обычно это происходит к двум годам, когда функция задерживать мочеиспускание настолько укрепиться, что будет проявляться и в период сна. Приучить маленького ребенка не писать и спать всю ночь не удастся, так как человек не контролирует себя во время сна. Предложить малышу сходить на горшок перед сном – это единственное, что можно сделать.

Отчего ребенок больше 2 лет писается в кровать?

Если ребенок ходит на горшок только для того, чтобы мама похвалила его или не ругала, а не потому, что он испытывает в этом какую-то необходимость, то ночью, когда его сознание вместе с организмом будут спать, его подсознание способно выкинуть такой фокус. Ну а если ребенок испытывает удовольствие, когда ходит на горшок, то это означает, что у него сформировался и сознательный и подсознательный навык в этом, то проблемы ночью также отпадают. Следующие советы помогут вам в том, чтобы малыш полюбил эту процедуру:
- не нужно ругать ребенка, когда он описает штаны;
- не нужно его сильно хвалить или, тем более, награждать его ха то, что он сходил на горшок;
- если ребенок научился это делать сам, то не нужно его сажать на горшок.
Именно поэтому ребенок будет ходить на горшок не для того, чтобы его похвалили или не ругали, а от того, что сам получает удовольствие от управления своим телом.
Романова Оксана, специально для сайта



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...