Гороховые фантазии, конспект занятия по лепке из соленого цветного теста. План-конспект урока по технологии на тему: План-конспект урока по технологии « Работа с соленым тестом

Открытый урок

Тема: «Удивительное соленое тесто»

(5А класс)

Разработала учитель технологии школы- гимназии:

Сухарева Римма Николаевна

г. Макинск

Тема урока: Удивительное соленое тесто.

Цель обучения: Объяснить учащимся значение изделий из теста в пи­тании человека, ознакомить с видами теста и изделиями из него; научить готовить изделия из теста;

Цель воспитания: Воспитывать эстетический вкус, внимательность; прививать навыки культуры труда и аккуратно­сти;

Цель воспитания: Развивать исполнительские умения и творческие способности.

Методы обучения : беседа. наглядно-демонстрационный, практическая работа.

Тип урока: Комбинированный

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, солёное тесто, приспособление для

изготовления поделок, выставка изделий из соленого теста.

Ход урока

    Организационный этап.

Приветствие

Проверка учащихся

Выявление дежурных

Проверка готовности учащихся к уроку.

II . Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению.

Устный опрос. Загадки:

1) В морях и реках обитает, но часто по небу летает. А наскучит ей летать, на землю падает опять.

2) Из меня пекут ватрушки, и оладьи, и блины. Если делаете тесто, положить меня

должны.(мука)

3) Отдельно – я не так вкусна.

Но в пище – каждому нужна (соль)

4) Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы

Дядя. длинный и худой

Носит воду бородой

И сестрицы в месте с ним

Нарисуют дом и дым (краски и кисточки)

5) Чинишь рваную тетрадь. Им листы намажь скорей. Нужно крепко их прижать,

чтоб быстрее высох (клей)

    В водный инструктаж.

Тема урока: Удивительное соленое тесто.

Цель урока: Научиться правильно работать с тестом.

Изделия из теста издревле являются люби­мыми продуктами питания человека. Их многообразие - от обычного хлеба до праздничных пирогов, тортов, кексов - от­ражает многовековой опыт, мастерство, вкусы и традиции на­рода

Объяснение учителя.

Мука - основной продукт в приготовлении теста. Этот питая тельный порошкообразный продукт получается путем размола зерен пшеницы, ржи, кукурузы и других зерновых культур.

Мука - порошкообразный продукт, который получается в результате измельчения зерен пшеницы, ржи, ячменя, кукурузы и т. дл Они являются носителем всех необходимых для организма пита-1 тельных веществ.

В зависимости от вида используемого зерна различают пшеничную, ржаную, кукурузную муку, которая в зависимости от качественных показателей делится на товарные сорта. Качество муки 1 определяется по ее цвету, запаху, вкусу. Качество выпеченных изделий - их подъем, вкус, внешний вид - зависит от качества муки. Муку хранят в сухом, хорошо проветриваемом месте. Перед приго­товлением теста муку просеивают, чтобы удалить инородные примеси и обогатить кислородом.

Область применения муки очень разнообразна: мука служит основой теста, из которого выпекаются хлебобулочные изделия, мучные кулинарные и кондитерские изделия, из нее приготавлива­ют такие блюда, как пельмени, блины, оладьи.

Какие сорта муки вы знаете?

Какие виды теста вы знаете?

Какие изделия из получаются из дрожжевого теста?

Из песочного теста?

Из пресного теста?

Перед использованием муку проверяют на доброкачествен­ность: вкус муки должен быть сладковатым и пресным, без горечи; мука не должна иметь затхлого постороннего запаха; влажность должна быть в пределах нормы.

Перед употреблением мука проходит первичную обработку -просеивают ее через сито, чтобы удалить из муки случайно попав­шие посторонние примеси и улучшить пекарные свойства муки, насытить ее кислородом.

Немного из истории

Частенько особенно перед праздниками мы часами ходим по магазинам, не зная, что подарить друзьям. Кажется, что всё разнообразие подарков так однообразно. Но ведь можно сделать подарочки своими руками, и в этом нам поможет такой материал как тесто. Но не простое, а солёное тесто! Из него можно слепить настоящее произведение искусства: сувениры, игрушки, удивительные мелочи…

Итак, как я уже говорила, мы сегодня будем работать с солёным тестом.

На доске вы видите иллюстрации изделий из солёного теста и поделки из теста.

Для того чтобы получить такие поделки нужно соблюдать технологию изготовления изделий из солёного теста, для этого нам потребуется:

Материалы и инструменты

1. Мука. Для приготовления соленого теста можно использовать пше­ничную и ржаную муку. Но пшеничная мука лучше всего подходит для приготовления соленого теста, так как в тесте из ржаной муки об­ разуется больше пор, его труднее сушить, в лепке оно более твердое.

2. Соль. Соль добавляют в тесто исключительно как защиту от мышей и вредных насекомых. Перебор соли может сделать тесто хрупким и ломким, что ведет к образованию трещин на изделии. Соль можно использовать любую: мелкого и грубого помола. Соль грубого помола можно легко размельчить в кофемолке.

3. Вода. При замесе теста используется холодная вода.

4. Природный материал. Черный и душистый перец, гвоздика, фасоль, семечки кукурузы, яблок, подсолнечника используют для украшения изделий и изготовления глаз, носиков, плодоножек и т.д. Мох, сухоц­веты, камушки, веточки, ракушки применяют при оформлении ком­позиций.

5. Шаблоны. Шаблоны лучше делать из тонкого картона с водонепрони­цаемым покрытием.

6. Инструменты. Скалка или валик для раскатывания теста. Маленький кухонный нож или деревянный стек, служащий для вырезания дета­лей по шаблону, выравнивания края, нанесения рисунка. Карманная расческа с помощью, которой можно отпечатать ребристый продоль­ный узор, вдавливая ребра ее зубчиков в тесто. Кончиками острых зубцов расчески делают узор из точек. Маникюрные ножницы, кото­рые помогут сделать иголки. Чеснокавыжималка и чайное ситечко.
Если тесто пропустить через них, то получаются кудряшки в форме
спагетти, с помощью которых вы сможете сделать моделям волосы, шерсть, крону деревьев и другие декоративные детали. Кисть, вилки, формочки для выпечки, насадки для кулинарного шприца разной фор­мы, пробки с резьбой от бутылок и другие оригинальные вещицы,
благодаря которым в изделиях из соленого теста может быть вопло­щено все, на что только хватит фантазии.

Технология изготовления изделий из соленого теста

/. Замес теста

2. Лепка изделий.

3. Сушка и обжиг изделий

"4. Лакировка изделий

5. Раскрашивание изделий

6. Цветовые эффекты. Соляное глазурование

Для получения эффекта перелива оттенков в течении последнего часа обжига изделие выдерживают в духовке при температуре 150°С, многократно смазывая кисточкой, смоченной в насыщенном растворе соленой воды.

7. Эффект сдобной выпечки

4.Повторение правил техники безопасности

5. Практическая работа

Сейчас вы все подумайте, какую бы композицию или картину вы хотели слепить, а затем приступайте к работе. В работе вам помогут распечатки, которые находятся у вас на столе, где дано как можно изготовить ту или иную поделку.

Композиции из природного материала, будет долго радовать вас или того, кому вы их подарите.

6. Итог урока

Выставка готовых поделок. Оценивание работ самими учащимися.

Искусство создания фигур из теста известно с давних времен. Еще в Древнем Риме из теста делали фигурки идолов для проведения религиозных обрядов. Широкое распространение этот вид деятельности получил в ХІХ веке.

В бедных семьях из теста изготавливались фигурки для украшения рождественской елки. Чтобы тесто не уничтожалось грызунами, в него добавляли большое количество соли. Потом ремесло было почти забыто. А в 20-х годах ХХ столетия оно возродилось как художественный промысел.

Если говорить о лепке вообще и, в частности, о лепке с детьми дошкольного возраста, то следует отметить огромное значение мануальных действий на развитие мозга. Это бесспорные факты, но мне хотелось бы озвучить эмоциональную, эстетическую сторону этого вида деятельности.

Многие педагоги и родители, недооценивая значения лепки, не придают большого внимания просьбам ребенка что-то полепить.

.

Если в лепке из пластилина ребенок ограничен в выборе цвета, то при лепке из теста открываются широкие возможности для проявления его творческих способностей. Можно изготовить фигурку из неокрашенного теста, а затем расписать ее. Можно приготовить уже окрашенное тесто и после высыхания внести дополнительные детали окрашивания.

Вообще, не только в стенах дошкольного учреждения, но и увлекательное занятие для всей семьи. При помощи соленого теста можно поздравить друг друга, сделать украшения для кухни, детской комнаты, дачи.

Работая с детьми логопедической группы, имеющими общее недоразвитие речи, я на собственном опыте убедилась во взаимосвязи моторики рук с развитием речи. В процессе работы идет активное речевое общение и с воспитателем, и со сверстниками.

Сосредоточив свое внимание на поделке, ребенок имеет возможность проговаривать свои действия. И даже когда задана какая-то общая тема, каждый стремиться внести свои коррективы. Лепка из соленого теста может и должна иметь место не только на занятиях, но и в свободной детской деятельности. Организовать этот процесс не трудно, так как готовое тесто долго хранится в целлофановом пакете или в смоченной салфетке. Для приготовления теста мы используем следующие рецепты:

Рецепт 1.

500 г муки, 150 г соли, 1 кружка воды, (пищевые красители)

Смешать в миске муку и соль. Чтобы сделать массу цветной, нужно добавить пищевые красители в воду. Быстро соединить необходимое количество воды со смесью муки и соли. Перемешать. Выложить тесто на посыпанную мукой поверхность. Вымешать до однородной массы. Тесто готово.

Рецепт 2.

1/2 ст. муки, 1/3 ст. соли, ¼ ст. воды, пищевые красители.

В воде развести краску необходимого цвета. Постоянно перемешивая, добавить полученный раствор в смесь муки и соли. Вымесить крутое тесто. Скатать в шар и накрыть стаканом, чтобы не высохло.

Ромашка

Конспект занятия по лепке из соленого теста

Задачи: учить создавать композицию из отдельных деталей; ; закреплять навыки, полученные на занятиях по лепке; развивать эстетическое восприятие; воспитывать любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве.

Материал: силуэты ромашки из плотной бумаги, лекало сердцевины бабочек, соленое тесто (мука, соль, вода, гуашь), стеки, влажная салфетка, кисточки, скалки.

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель (В.). Ребята, вы все, наверное, любите дарить мамам цветы? В доме сразу становится празднично, нарядно, когда появляется букет. Вот и я предлагаю вам подарить сегодня маме цветок. Только мы не будем покупать его в магазине, не пойдем на грядку или на луг. Мы сделаем его своими руками. А что это за цветок догадайтесь сами.

Разметались белые ромашки

По лугам, среди высоких трав,

Словно кто-то разбросал бумажки,

Солнышки на них нарисовав.

Приглашает колокольчик звонкий

Их собраться в полевой букет,

Но ромашки - хитрые девчонки -

Только улыбаются в ответ.

Вот какое красивое стихотворение. Этот полевой цветок я и предлагаю вам сделать.

Демонстрация и рассматривание панно «Ромашка».

В. Делать нашу ромашку мы будем из соленого теста. Для этого нам понадобится мука, вода, соль, гуашь. Сейчас я вас научу делать тесто для лепки. (Дети вместе с воспитателем готовят тесто.)

Нашим пальчикам сегодня нужно хорошо поработать. Давайте сделаем небольшую разминку, подготовим их к работе.

Наши белые цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши белые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают.

Головой качают.

Практическая часть

Взять желтое тесто, скалкой раскатать лепешку. Приложить лекало сердцевины, и вырезать его стеком. Перенести полученный круг на бумажную заготовку ромашки. Часть теста потереть на мелкой терке на серединку цветка. Из красного теста скатать шарик, сдавить слегка с боков для получения вытянутой овальной формы. Черной гуашью нанести точки, нарисовав головку. Намочить низ божьей коровки водой, разместить на ромашке.

Раскатать лепешку из красного теста, приложить лекало бабочки, стекой вырезать по контуру. Разрисовать гуашью, намочить низ и разместить на ромашке.

Из остатков желтого теста можно сделать пчелку и также разместить ее на ромашке.

Заключительная часть

У вас получились чудесные цветы. Вы все очень старались, вложили в свои работы частичку своего сердца, согрели их теплом своих рук. А теперь послушайте стихотворение о цветах:

Цветы для мамы

Я пришел сегодня к маме

С поздравленьем и цветами.

Мама, глядя на букет,

Улыбнулась мне в ответ

И сказала, что цветы -

Небывалой красоты.

Эти маки, эти розы

И ромашки, и мимозы

Я не рвал, не получал,

Я их сам нарисовал.

Конспект занятия по лепке из соленого теста выполнила И. Малявко

Конспект занятия на тему:

«Соленое тесто. Лепка. Валентинка»

Введение

Чудеса из соленого теста.

Солёное тесто - рецепты и способы лепки различны и многовариантны, так как лепить из соленого теста - большое удовольствие и радость! И поэтому практически каждый мастер создаёт свой собственный рецепт. А также и название своей технике - тестопластика, хлебосол, биокерамика, мукасолька.

Универсальный рецепт солёного теста : 2 стакана муки; можно в муку, не выходя из нормы двух стаканов, добавить сухой крахмал. Например, 1,5 стаканов муки + 1/2 ст. крахмала. С добавлением крахмала тесто станет более эластичным. Из такого теста особенно хорошо получаются тонкие детали, например, лепестки цветов.), 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды, примерно 180 г, можно добавить 2 стол. ложки клея ПВА. Вместо воды можно сварить клейстер из крахмала.

Смешать все компоненты. Вымесить тесто до тех пор, пока масса не станет однородной и эластичной , если тесто получается жидковатым, то можно вымешивать его дальше, добавляя понемногу муки до тех пор, пока оно не станет упругим.

Воду можно заменить киселем из крахмала, тогда масса будет намного пластичнее. Кисель делают так:

Одну столовую ложку крахмала растворите в 1/2 стакана холодной воды. А еще 1 стакан воды нагрейте в маленькой кастрюльке до кипения. Влейте в кипящую воду раствор крахмала, помешивая. Когда содержимое кастрюли загустеет и станет прозрачным, выключите огонь. Дайте киселю остыть и влейте его в смесь муки с солью вместо воды.

Способы окраски солёного теста. Подкрашивать соленое тесто можно пищевыми красителями, акварелью или гуашью. Окрашивать можно и при приготовлении теста, вводя краситель при замесе, и уже собственно готовое изделие - по поверхности.

Отличный шоколадный цвет получается при добавлении какао. Можно экспериментировать и с другими природными красителями - сажей, соком свеклы, моркови, охрой и т.д. Можно изделие из солёного теста подрумянить в духовке, для естественного цвета.

При подкрашивании надо учитывать, что после высыхания цвет станет менее насыщенным, но если вы покроете поделку лаком - снова станет ярче. Какой лак можно использовать? Акриловый и художественный - это очень хорошо. Возможно применить и обычный строительный на водной основе для дышащих поверхностей т.е. для паркета или дерева.

Особенности и способы приготовления солёного теста. Есть несколько вещей, которые с солёным тестом делать нельзя. Так, например, нельзя добавлять в солёное тесто блинную муку (или муку с любыми другими с добавками), так как фигурки при высыхание поднимутся как хорошее тесто для пирогов и потрескаются.

Также нельзя добавлять соль йодированную крупные вкрапления не растворяются, в последствии тесто не однородное - в крупинку. Точно так же нельзя добавлять каменную соль без предварительного растворения.

По поводу воды. Так, в тесте лучше всего использовать очень холодную воду; добавлять обязательно частями по 50 мл после каждого добавления вымешивать (связано с тем, что для разной муки, может понадобиться разное количество воды).

Соль сначала перемешивается с мукой, а только потом в готовую массу наливают воду.

Соленое тесто хранят в полиэтиленовом пакете или плотно закрывающемся контейнере. Соленое тесто из полиэтиленового пакета лучше доставать маленькими кусочками, так как комочки теста достаточно быстро покрываются корочкой и при раскатывании или лепке эти сухие корочки портят вид.

И ещё один момент если фигурки толстоваты (больше 7 мм) то после первого этапа, нужно с обратной стороны вынуть излишек теста (Рисунок есть в книжке у Ханановой, на страничке - в книжках).

Тесто может получиться слишком мягким. Тогда поступите следующим образом: смешайте на дне миски столовую ложку муки со столовой ложкой соли. Прижмите ком теста к этой смеси, а затем сомните его. Поступайте так до тех пор, пока тесто не станет более плотным.

Лепить или вырезать фигурки можно сразу на противне. Противень предварительно следует увлажнить водой, в таком случае между изделием и поверхностью противня не образуются пузыри, следовательно, поверхность изделия будет ровной и устойчивой.

Всё что отваливается - просто замечательно и главное не заметно приклеивается клеем ПВА.

Вспучивание или потрескивание поделки из соленого теста происходит в трёх случаях:

    Если неправильно подобрана мука. Для большей прочности можно добавить в тесто ржаной муки (цвет будет более теплый и потрескиваний быть не должно) (например, стакан обычной + стакан ржаной, 1 к 1), 50 гр. крахмала - тоже придают тесту эластичность и не дают потрескаться. Также можно добавить клей ПВА, поскольку он тоже придает пластичность и не дает подняться тесту.

    Если неправильно произведена сушка (см. следующий раздел)

    Если потрескивание произошло после покраски, это означает что изделие не до конца просохло (изделие продолжает сохнуть и воздуху надо куда то деваться) поэтому трескается поверхность краски или лака. Не торопитесь покрасить или покрыть изделие лаком, чтоб потом не жалеть и не переделывать.

Часто задаваемый вопрос: как сушить солёное тесто? Сушить лучше всего на воздухе в естественных условиях, но это долго (полное высыхание может занять неделю и больше - особенно, если влажность при сушке высокая - так как соль натягивает влагу), поэтому сушить можно в духовке, соблюдая несколько правил.

    Духовка должна быть на минимальной температуре

    Хорошо если сушка идет с приоткрытой крышкой духовки

    Нельзя класть изделий в горячую духовку сразу, нагрев должен происходить постепенно. Так же как и вытаскивать изделие из духовки, лучше если оно остывает постепенно вместо с духовкой

    Идеально производить сушку в несколько этапов: час посохло с одной стороны, перевернули поделку, сохнет с изнанки. Я ещё делаю перерывы между сушками, час сохнет в духовке - сутки сохнет само - потом опять часа полтора в духовке с обратной стороны.

Время сушки изделия из солёного теста зависит от толщины самого изделия. А также от применённого рецепта изготовления. Так, тесто с содержанием масла, крема и т.д. сохнет намного дольше теста без маслосодержащих добавок.

Во избежания потрескивания изделия можно производить сушку в три - четыре этапа, в духовке на самом минимуме и обязательно с открытой крышкой примерно по часу-полтора, потом перерыв часа на два - на три, или на всю ночь, поделка сохнет сама, а потом опять включить духовку на минимум с открытой крышкой.

При естественной и духовковой сушке поделку необходимо поворачивать при каждом этапе сушки т.е. час сохнет лицевой стороной, отдыхает, на след этапе перевернули и сохнет уже обратной стороной.

Цели занятия:

    Образовательные:

    • учить приемам лепки из цветного теста;

      учить пользоваться шаблонами и инструментами;

    Развивающие:

    • развивать эстетический вкус;

      знакомить детей со свойствами соленого теста;

      развивать координацию движений и мускулатуру рук, пальцев;

    Воспитательные:

    • аккуратность в работе;

      самостоятельность;

      творческое отношение к работе;

      воспитывать культуру труда.

Материалы и инструменты:

Для учащихся: инструменты для лепки, стержень от шариковой ручки, мука, вода, соленое тесто, гвоздика, картон, клеёнка, тряпочка для рук.

Для педагога: образец готового изделия, шаблоны, соленое тесто для демонстрации приемов лепки, технологическая карта последовательности изготовления изделия.

Ход занятия

Этапы занятия

I Организационная часть (1 минута)

Приветствие.

Организация учащихся.

Проверка готовности к занятию.

II Вводная часть (5-7 минут)

1. Беседа «День Святого Валентина».

2. Объявление темы занятия.

3. Демонстрация готового изделия.

Подарки ко дню всех влюбленных. Различные виды валентинок.

III Основная часть (10 минут)

1. Анализ образцов изделия.

2. Инструменты для работы.

3. Организация рабочего места.

4. Коллективное составление плана работы.

    материал: соленое тесто;

    валентинка вырезается по шаблону из раскатанного в лепешку теста;

    наносится рельефный рисунок по краю сердечка стержнем от шариковой ручки;

    отдельно вылепливаются листики, наносится рельеф;

    вылепливается яблоко, для серединки используется гвоздика;

    детали соединяются между собой водой;

    после того как валентинка высохнет её можно покрыть лаком.

Инструменты: скалка, стека, стержень для шариковой ручки.

При работе использовать клеёнку, картон, тряпочку для рук.

План работы:

    раскатать тесто толщиной 1 см.;

    вырезать по шаблону сердечко;

    сделать рельефный рисунок стержнем от шариковой ручки;

    заготовить детали листьев и яблоко;

    компоновка и соединение деталей на валентинке;

IV Практическая работа (20 минут)

1.Вводный инструктаж по заготовке валентинки.

2.Самостоятельная работа.

3.Инструктаж по заготовке деталей.

4.Самостоятельная работа.

5.Оформление работы.

6.Анализ лучших работ.

Обратить внимание на организацию рабочего места.

Обращать внимание на типичные ошибки.

V Итоговая часть (2-3 минуты)

1.Уборка рабочего места.

2.Анализ работы группы.

Убрать остатки теста, вымыть инструменты и клеёнку, сложить инструменты и шаблоны в коробочку.

Занятие в кружке "Соленое тесто"

Клочкова Светлана Викторовна, педагог дополнительного образования, руководитель кружка «Соленое тесто».
Тема занятия: «Приди, весна красная»
Цель занятия: знакомство с обрядом встречи весны через изготовление птицы-жаворонка из соленого теста.
Задачи:
формировать и развивать умения детей лепить из соленого теста;
развивать творческие способности, моторику мелких мышц рук, словарный запас учащихся;
воспитывать уважительное отношение к обычаям и традициям предков, трудолюбие, аккуратность.

Оборудование: стек, кисти, баночка для воды, краски, фольга, шаблоны, дощечки, образец объекта труда, выставка работ из соленого теста, выпечка, компьютер, экран, медиапроектор.
Ход занятия.
1. Организация класса.
2. Сообщение темы и задач занятия.
Учитель: Дорогие ребята! Сегодня у нас необычное занятие называется оно "Приди, весна красная!" А почему оно необычное? Посмотрите в окно, вспомните какое время года наступило? Весна! Мы всегда ждем ее с нетерпением. Но робки и неуверенны бывают ее первые шаги: то и дело зима дает знать о себе, не желая расставаться с былым могуществом. Мы постараемся сегодня на занятие слепить сказочную птицу, для того чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления жизни, чтобы совершить обряд закликания весны.

3. Новая тема.
а) Вступительное слово учителя.
Приди, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным.
На нашем столе недаром лежат пироги, блины, а еще с ними же лежат поделки.

Как вы думаете, что их объединяет? (мука, тесто) Правильно.
В честь Весны из года в год устраивались праздники, торжественные встречи, которые сохранились и в наши дни. В масленичную неделю пекут блины - олицетворение солнышка, ими встречают весну, провожают зиму.
9 марта с давних времен считается днем прилета птиц - жаворонков. Раньше в этот день детишки в деревне собирались гурьбой, приносили с собой птиц - куличков, испеченных из теста, привязывали их к высоким палкам и, размахивая ими, кликали, звали Весну.

б) Практическая часть.
Для того чтобы совершить обряд закликания весны нужно слепить птичку-жаворонка (показ образца).

Перед детьми лежат дощечки с раскатанным тестом, шаблоны, стек, баночка с водой, кисточки, краски.
Инструктаж детей учителем по лепке птицы.
Ребята, сейчас мы с вами будем лепить птичку. У вас на партах тесто. Одна часть теста раскатана, по шаблону при помощи стека из него вырежете детали птицы - хвост и крылья. После чего переместим его на фольгу. Возьмите вторую часть тесто в руки. Помнем его. Ощутим его теплоту, нежность, пластичность. Из второй части теста мы сделаем остальные части птицы - голову, туловище и другие мелкие детали. Все детали между собой мы склеим при помощи воды и кисточки. И оставим сохнуть.
Инструкция по технике безопасности.
1.Ноги должны твердо опираться всей подошвой об пол, так как при другом положении ног нарушается кровообращение.
2.Корпус нужно держать прямо или слегка наклонить вперед.
3.Голову слегка наклонить вперед.
4.Нельзя опираться грудью на стол.
5.Руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса более чем на 10 см.
6.При работе не следует ставить локти на стол.
7.Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть в среднем 30 см.
8.В процессе работы следует периодически менять положение корпуса (из слегка согнутого к выпрямленному и обратно).
9.При работе с соленым тестом избегайте попадания крошек и рук в глаза.
10. Надевайте спецодежду.
11. Перед работой наложите на порезы и царапины повязку или лейкопластырь.
Во время лепки мы будем слушать музыку П.И. Чайковского "Песня жаворонка", в ней он передал необыкновенную трель этой удивительной птички.
Самостоятельная работа учащихся. Звучит музыка П.И. Чайковского "Песня жаворонка"
Текущий инструктаж учителя и помощь учащимся.
Дополнительная информация для детей.
И поделки из соленого теста, ребята, очень древняя традиция. На Руси еще в IX веке пекли пряники, которые назывались медовым хлебом. Их изготавливали для всех праздников самой разной величины и формы в виде забавных фигурок. Но, конечно, изделия приготовленные из обычного теста долго не могли храниться, поэтому и придумали соленое тесто. Из этого теста они хранятся долго и служат украшением домашнего быта.

в) Анализ работ учащихся.
- Сейчас я всех попрошу выйти со своими птицами ко мне. Наконец дело дошло до нашего обряда о котором мы говорили в самом начале урока. Давайте вытянем свои ручки с птичками к солнышку и проговорим закличку.
Жавороночки-полетовочки,
Прилетите к нам,
Принесите нам
Весну красную,
Лету теплую!
Нам зима надоела,
Весь хлеб у нас поела,
Всю скотинку поморила.
Мне хотелось бы сказать и об особенностях встречи весны наших предков - мордвы. Особую группу мордовских обрядовых песен составляют произведения весенне-летнего цикла: песни, посвященные призыву весны, масленичные, великопостные, Вербного воскресенья, а также песни, посвященные проводам весны.
У мордовского народа этот цикл начинается 1 марта и продолжается до Петрова дня. Выпекались пироги в виде ласточек, в некоторых районах в виде жаворонков.
В момент обрядового моления их поднимали на крыши домов, сараев и заклинали приход весны пением веснянок. По утверждению мордовского ученого М.Е. Евсевьева, большая часть этих песен-веснянок пелось по вечерам молодежью, главным образом девушками.
Таким образом дети своими песнями веселили всю деревню, после чего съедали испеченных птичек, а «головы» оставляли мамам, чтобы «уродился высокий лен». Была примета – как высоко жаворонок летал – таким высоким в этом году будет лён. Какова голова у птички – таким головастым будет лён. Иногда в тесто печенья клали какие-нибудь предметы: монету, кольцо, пуговицу, сладости. По попавшемуся предмету гадали о будущем: кольцо обозначало свадьбу, монета – достаток, пуговица – счастье, сладкое - удачный год, зерно - светлая голова. Давайте и мы с вами испытаем свою судьбу на этот год. Откусите испеченного жаворонка и посмотрите, кому что досталось.
4. Рефлексия.
Какие красивые работы из соленого теста у вас получились. Сразу видно, что вы очень старались.
- Ребята, вам понравилось работать с соленым тестом?
- Что вы узнали сегодня нового из нашего занятия?
Мне очень понравилось наше занятие. Вы все очень дружно и организованно сегодня работали. Мы успели, и попеть, и полепить, и ознакомились обрядом зазывания весны. Мне бы очень хотелось, чтобы вы всегда на занятиях были такие дружные и все успевали.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...