Рубленная изба. Настоящая русская изба: главное

И.А.БУКРИНСКАЯ,
О.Е.КАРМАКОВА,
г. Москва.

Названия крестьянского жилища в русских говорах

(Региональный компонент)

«Человек живет не только в чужом доме, в доме чужих дедов, но и в чужом языке. Сколько слов и выражений человек не понимает! Он знает, и все же – не понимает».
Эти слова Юрия Тынянова можно предпослать в качестве эпиграфа к главам из книги «Русские говоры и народные традиции», над которой сейчас работают сотрудники Института русского языка РАН и одновременно учителя И.А. Букринская и О.Е. Кармакова. Имена авторов нашим читателям знакомы: в газете публиковались отрывки из их книги «Язык русской деревни. Школьный диалектологический атлас».
Предлагаемый материал, помимо того, что он интересен сам по себе, будет полезен в работе с сельскими и тем более городскими детьми при изучении культуроведческой лексики, стилистики – как образец научного и публицистического текста. Его фрагменты можно использовать для изложения. Заманчиво звучит тема дома и для сочинения. (Образец работы над изложением на эту тему – «Как построена изба» (III четверть) – предложила Н.О. Крамаренко в «Поурочных планах в 8-м классе» .

Дом как символ единства

Дом для всякого современного человека – самое важное и необходимое место, то место, где он хотя бы отчасти огражден от мира с его неприятностями, суетой, враждебностью; дом – это место, где тебя окружает любовь и забота родных, близких людей. В традиционной крестьянской культуре семейному жилищу, пожалуй, придавалось еще большее значение.

Так, в народной культуре дом является средоточием всех жизненных интересов семьи – достатка, счастья, согласия, здоровья. Он – символ единства всего рода: тех, кто живет ныне, и тех, кто жил прежде. От поколения к поколению передаются традиции семьи и крестьянского мира, связанные с работой, ведением хозяйства, в том числе и строительством, обустройством самого жилища. Александр Николаевич Афанасьев, известный этнограф и фольклорист, собиратель русских сказок, писал: «Изба для славянина была поэтому не только домом, в обиходном смысле этого слова, местом жилья; она представлялась ему таинственным капищем, в котором пребывало благотворное светлое божество очага и в котором совершались обряды в честь этого пената. [Пенаты – лат. Penates. В древнеримской мифологии боги-хранители, опекавшие благополучие семьи и домашнего очага. – И.Б., О.К .] Изба была первым языческим храмом». Вот почему внутренняя планировка дома – расположение печи, большого (красного) угла, лавок, стола, колыбели – всегда были значимы и сохранялись на протяжении веков.

Несколько слов об этнографии

Какой же облик имеет традиционное жилище русского крестьянина? Каждый, кто путешествовал по России, замечал различия на севере и на юге в высоте дома, расположении его относительно улицы, в строительном материале, интерьере, в украшении фасада, окон, ворот. Действительно, этнографы, изучающие материальную и духовную культуру народа, выделяют обычно три основных типа жилых построек, свойственных русской деревне: северный, среднерусский, южный.

На Севере с долгими суровыми зимами ставили большие, рубленные из хвойных пород дома. Срубное строительство испокон веков было широко распространено на Руси: сруб состоял из нескольких горизонтальных рядов бревен, соединенных по углам, – венцов . Высокие северные дома могли насчитывать восемнадцать и более венцов. Обычно под одной крышей соединялось несколько срубов – отдельных помещений, жилых и нежилых. Северные дома стояли не на земле, а как бы на высокой подставке из бревен – подклете, подызбице . Здесь, в нижнем этаже, реже жили люди, чаще устраивали кладовые и мастерские. Со знанием дела употребляет это слово в романе «Петр I» А.Н. Толстой: «Нижнее жилье избы – подклеть – из могучих бревен. Готовил ее Василий Волков под кладовые для зимних и летних запасов – хлеба, солонины, солений, мочений разных».

В таком большом доме под одной крышей объединялись жилье и хозяйственный двор , подчас тоже двухъярусный. Соединение жилого помещения и скотного двора называется связью (дом-двор). На нижнем этаже двора в специально огороженных местах держали скот: в стайках – свиней, овец, даже птицу, на дворе или в конюшне – лошадей, а в утепленных хлевах, (о)мшаниках – корову с теленком; наверху же, на повети, сеннике, хранили корма, орудия труда и прочие необходимые в хозяйстве вещи. На поветь вел снизу наклонный помост, взвоз , по нему на лошадях привозили телеги с заготовленным на зиму сеном. Двор мог примыкать к жилому дому или сзади, или сбоку.

Крыша у домов на Севере, как правило, двускатная, украшенная коньком, а сам дом выходит на улицу своей узкой стороной, фасадом. Леса кругом в изобилии, поэтому в добротном материале строители себя не ограничивали. Избы искусно украшались резьбой. Подобный тип дома распространен в Архангельской, Вологодской, Ярославской, Новгородской, Вятской, Костромской областях.

Постройка дома

Строительство жилища было очень важным событием для крестьянской семьи. Вначале хозяева собирали помочь – т.е. приглашали родных и соседей помочь вывезти бревна на сруб. Дерево для построек заготовляли осенью, если это хвойные породы, или весной, если породы лиственные, чаще всего осина. Заранее выбирали большие и высокие деревья. Затем одни хозяева нанимали плотников, другие ставили дом сами. Каждый шаг в строительстве сопровождался особыми обрядами, в каждой местности имеющими свои отличия. Обращалось внимание на множество примет, связанных с выбором места под избу, тщательно исполнялись обряды при закладке дома, установке потолочной балки – матицы, возведении крыши и т.д. Во многих деревнях на время строительства в будущий красный угол ставили молодое деревце с иконкой (рябину, елку, березку, дуб), чтобы в новом жилище были здоровы хозяин и все семейство. Под углы дома было принято класть деньги и зерно – для богатства, шерсть – для тепла, ладан – для святости. Каждый этап строительства предусматривал угощение для артели плотников. Так, среди прочего отмечали установку матицы («матичное угощение»), потому что именно она – матица – символизировала дом, и, уходя в дальнюю дорогу, человек должен был подержаться за матицу, чтобы путь был добрым.

Вот как рассказывает Борис Шергин о строительном обычае в Архангельске: «...при закладке дома сначала утверждали окладное бревно. В этот день пиво варили и пироги пекли, пировали вместе с плотниками. Называется: “окладно”.

Когда стены срубят до крыши и положат потолочные балки, матицы, опять плотникам угощенье: “матешно”. И третье празднуют – “мурлаты”, когда стропила под крышу выгородят. А крышу тесом закроют да сверху князевое бревно утвердят, опять пирогами и домашним пивом плотников чествуют, называется: “князево”». («Двинская земля»)

При переезде во вновь построенный дом тоже соблюдались обряды. Прежде всего туда пускали кошку – обжить дом. (Кое-где полагали, что это домовой является в виде кошки.) Затем хозяин входил в дом с квашней и иконой в руках, а хозяйка несла курицу. Переселяясь в новое жилище, хозяева хотели, чтобы и домовой – покровитель дома – переехал вместе с ними. Для этого случая были специальные зазывания: Домовой, домовой, пойдем со мной! Домовой, пойдем со мной; веди с собой и домовиху-госпожу – как умею награжу! В некоторых местах домового приносили в новый дом в горшке с углями. Перебравшись в новый дом, хозяева приглашали гостей, которые приходили с хлебом-солью и подарками, т.е. справляли новоселье, новосельщину, влазины.

Путешествие по избе

Давайте представим себе, что мы входим в деревенское жилище. Сначала поднимаемся на крыльцо, открываем одностворчатую массивную, но небольшую деревянную дверь, переступаем через высокий порог (чтобы тепло из дома не выходило) и оказываемся в холодных сенях , т.е. коридоре, соединяющем жилую и хозяйственную части большого дома. В целом ряде областей сени называют иначе – мост. Сени не отапливаются, здесь стоят ведра с водой, подойники, по стенам развешаны различные нужные вещи: конская упряжь, серпы, косы, рабочая одежда.

Вновь открываем обитую утепленную дверь и попадаем теперь уже в избу. В севернорусских говорах избой, как правило, называется сруб-четырехстенок. Изба-комната может быть теплой, с печью, ее называют зимняя изба, зимовка, заденка, боковушка, или летней – без печи: летняя изба, перед, холодное житье и др. Неотапливаемое жилое помещение, находящееся вверху, обычно именуют верх, светелка, горница, двуетаж . Клеть – это тоже рубленое неотапливаемое помещение, обычно означает кладовую, но в больших семьях использовалась как летняя комната. Как видим, дом в севернорусских говорах означает всю постройку, а изба – его часть – одну комнату.

Слово изба в значении «комната» широко представлено и в других славянских языках: чешском, словацком, польском, словенском, сербохорватском. В словарях современного литературного языка изба толкуется как деревянный крестьянский дом.

Обратимся к истории языка

Слово изба , др.-русск. истъба – «дом, баня» (истобка в «Повести временных лет»), известно, как уже говорилось, всем славянам. Происходит из праславянской формы *jьstъba, которая могла быть заимствована или из герм. *stuba , вероятно, «теплое помещение, баня», или ром. *extufa с тем же значением. Это одна из версий происхождения слова, есть и другие. Вы можете найти их в этимологических словарях.

А как же обставлялся дом?

Познакомимся с внутренним убранством традиционного жилища. Мебели в нем было не много: лавки, неподвижно укрепленные вдоль стен избы, переносные скамьи, иногда стулья, стол, посудные и другие полки. Примерно четвертую часть избы занимала русская (духовая) печь. В крестьянском жилище печь всегда была большой, так как играла важную роль в жизни семьи: в ней готовили пищу, пекли хлеб, на ней спали, лечились ее теплом, сушили одежду, а иногда в ней даже мылись. Как правило, летом печь топили один раз – утром, приготовляя пищу для семьи и скота, потом закрывали отверстие в печи (устье) заслонкой – и еда была теплой в течение всего дня. Печь работала лучше всякого термоса.

По диагонали от печи – красный, святой, передний , большой угол (в разных местах его называют по-разному). Здесь помещаются иконы на специальной полке – божнице , а под ними стоит обеденный стол. Передний угол всегда считается самым почетным: под иконами во время свадьбы сажают новобрачных, а на праздники – наиболее уважаемых гостей.

Публикация статьи произведена при поддержке компании «MagazinBT». Посетив интернет-магазин компании «MagazinBT», Вы сможете по выгодной цене купить высококачественную бытовую технику от ведущих мировых производителей с доставкой по всей России. В большой ассортимент магазина входят такие товары, как духовые шкафы , стиральные машины, холодильники, утюги, чайники и многое другое. Удобный рубрикатор сайта интернет-магазина позволит быстро найти товар нужной категории, устраивающий Вас по цене и техническим характеристикам. Интернет-магазин компании «MagazinBT» располагается по адресу http://www.MagazinBT.ru

Женская часть избы

Часть избы, прилегающая к печи, искони являлась женской половиной: там хозяйка приготовляла пищу, держала кухонную утварь (чугуны, сковородки, решета, миски, ступы, ухваты, кочергу, помело и др.). На стене рядом с печью висел либо поставец – небольшой шкаф для посуды, либо посудник, судник, судница, блюдник – деревянная открытая полка того же назначения. Эта часть, которая отделялась от прочего помещения деревянной перегородкой, занавеской, называлась задоски, запечье, кут, печной угол, бабий угол, кухня, шелнуш (шолнуш, шомнуш) и пр. – в разных местах по-разному. Последнее из упомянутых наименований полагают заимствованием из древнешведского; в русских диалектах оно обозначает отгороженную часть комнаты.

Хозяйская часть

В избе была не только женская, но и, конечно же, мужская часть, та, где работал хозяин, глава семьи. Она располагалась у входа. По боковой стене тянулась широкая лавка – коник, или койник, в некоторых местах представляющая собой ящик с откидной крышкой: здесь хранились инструменты. Обычно боковая часть лавки завершалась доской с вырезанной конской головой, что и дало название лавке. Именно в этом месте мужчины занимались различными хозяйственными работами: чинили упряжь, рыбачьи сети, плели лапти, корзины, подшивали валенки, вили веревки, вырезали ложки. Мало ли работы у хозяина в долгие зимние вечера?

С полатей все видать!

В литературе при описании крестьянского быта не раз встречается слово полати . Вспомним хотя бы «Записки охотника» И.Тургенева. Полати – это неотъемлемая часть внутреннего убранства деревенского дома. Они представляют собой широкий деревянный настил под потолком, где спала вся семья. Полати были самым любимым местом детворы, так как с их высоты можно было наблюдать за всем, что происходит в избе, особенно во время праздников: свадеб, посиделок, гуляний. А старики и больные устраивались на печке – самом теплом месте.

Под полатями, сидя на длинных лавках, в домах побогаче покрытых полавочниками – половиками из холста, при слабом свете лучины, потом уже керосиновой лампы женщины пряли, вязали, шили. Северные избы всегда отличались чистотой и красотой.

Окна в мир

В.И. Белов в очерках о народной эстетике «Лад» с любовью описывает крестьянскую жизнь и среди прочего дом, отмечая, что «...на окнах русской избы в старые годы не вешали занавесок. Заглянуть в избу с улицы разрешалось кому угодно, и в этом не видели ничего дурного. Зимой между рамами чернел древесный уголь, поглощающий влагу, а для красоты клали рядом с ним оранжевые кисти рябины или рассыпали горсть клюквы. Божницы и стены украшались сухими целебными, связанными в пучки травами, по праздникам – белоснежными платами и полотенцами».

Дочку в колыбельку, а приданое в коробейку!

Посреди избы висит на длинном шесте (очепе) колыбель. Шест, в свою очередь, продевается в кольцо, вделанное в потолочную матицу. В разных областях колыбель изготавливают по-разному. Она бывает целиком плетенной из прутьев, бывает с боковиной из луба, с дном матерчатым или плетеным. И называют ее тоже по-разному: люлька, зыбка, колыска, колубалка . К колыбели привязывалась веревочная петля или деревянная педаль, которая позволяла матери качать ребенка, не отрываясь от работы. Висячее положение колыбели характерно именно для восточных славян – русских, украинцев, белорусов. И это связано не только с удобством, но прежде всего с народными поверьями (стоящая на полу люлька появляется много позже). По представлениям крестьян отрыв ребенка от пола, «низа», способствовал сохранению в нем жизненной силы, потому что пол воспринимался как граница между миром людей и подпольем, где обитает «нечистая сила» – домовой, умершие родственники, привидения. С целью защиты ребенка от нечисти под колыбель клали колющие предметы: нож, ножницы, веник и др.

Крытая хоромина не каплет

На севере и северо-западе (Псковская, Новгородская, Ярославская, Вологодская, Архангельская, Костромская области) для обозначения большого дома используется название хоромы . Это слово широко употреблялось в древнерусском языке, о чем свидетельствуют памятники письменности, и имело значение «комплекс жилых и хозяйственных построек». Позже появляется смысловое разграничение, отраженное в словосочетаниях хоромное строение , обозначающее только жилой комплекс – избу, сени, клеть, и дворовое строение – комплекс хозяйственных построек. Исторически хоромы родственно слову храм . Первое слово с полногласием -оро -, второе с неполногласием -ра- . Полногласные сочетания характерны для русского языка, неполногласные были заимствованы им из церковно-славянского: ворота – врата, город – град, золотой – златой . В древнерусских памятниках письменности исследователи находят пары хором – храм, хоромина – храмина , значащие «дом, строение», «комната». Однако уже тогда наметились различия в употреблении и значении этих пар. В текстах церковного содержания закрепляется форма храм, храмина в значении «церковь», а полногласные формы хоромы, хоромина остались со значением «постройка», «дом».

Среднерусское жилище

В средней полосе России планировка дома похожа на северную, только подклет бывает ниже или вовсе отсутствует, да и двор связывается с жильем по-разному. Порой он располагается, как на Севере, позади, или строится сбоку от дома, или же совсем отдельно. Крыша может быть как двускатной – северная черта, так и четырехскатной – южная черта. Часто, особенно в Поволжье, фасад (конек крыши, наличники, балконы, мезонины) украшало резное кружево. Вот как об этом пишет А.Ф. Писемский, уроженец Костромской губернии: «Чухломской уезд резко отличался, например, от Нерехтского, Кинешемского, Юрьевецкого и других (Костромской губ.) – это вы заметите, въехавши в первую его деревню. Положительно можно сказать, что в каждой из них вам кинется в глаза большой дом, изукрашенный разными разностями: узорными, размалеванными карнизами, узорными подоконниками, какими-то маленькими балкончиками, бог весть для чего устроенными, потому что на них ниоткуда нет выхода». На улицу северные и среднерусские избы выходили своей более узкой стороной, на которой было от трех до шести окон.

Южнорусская постройка

Южнорусское жилище строилось без подклета, пол первоначально был земляной, глинобитный, а потом деревянный, пол называли земь . Леса в южных районах мало, поэтому, помимо деревянных домов, можно было встретить саманные дома, сделанные из смеси глины и резаной соломы или же мякины. А с ХVIII в. появляются кирпичные. Планировка дома на юге принципиально отлична от северной. Здесь печь находится напротив входа, а красный угол – между дверью и передней стеной, выходящей на улицу, т.е. по диагонали от печи. От такого расположения печи пошла поговорка: «Здесь молятся Богу у порога». Между боковой частью печи и фасадной стеной настилался на высоте метра или полутора широкий помост для спанья, который назывался пол, примост, кутник, залавок, задняя лавка (названия варьируются по местностям). А выше устраивались опять же полати, где иногда спали, но чаще сушили пеньку, лук, лен. Дом выходит на улицу своей длинной стороной, в отличие от севернорусского и среднерусского, а крыша не двухскатная, а четырехскатная, раньше она покрывалась соломой, на фасаде прорубалось одно – три окна. Постройки для скота и сараи располагались отдельно от дома, обычно они шли по периметру усадьбы.

Своя хатка – родная матка

В юго-западных областях России (Смоленской, Брянской, Орловской, Курской, Белгородской, Воронежской), а также в Белоруссии и на Украине крестьянское жилище называется хатой . Это название изредка встречается и на других территориях Центральной России. Слово хата заимствовано славянами из иранских языков, где оно обозначало дом земляночного типа. На то, как происходило заимствование, единого мнения у этимологов нет. Одни полагают, что славяне переняли его непосредственно от носителей иранских языков – скифов и сарматов. Другие же считают, что оно пришло в восточнославянские языки от венгров (haz – дом) в то время, когда предки венгров перекочевывали из-за Волги на свою современную родину – в Венгрию.

В южных областях России встречается еще одно наименование жилища – курень . Как правило, оно бытует наряду со словом хата . А это название заимствовано из чатагайского (староузбекского) языка, где kuran означало «толпу, племя, отряд воинов», а также «пекарню». Такое название жилища широко употреблялось у казаков Войска Донского и в Воронежкой области. Слово курень неоднократно встречается в рассказах и романах М.А. Шолохова «Тихий Дон» и «Поднятая целина».

По мнению археологов, южнорусский план жилища, где печь расположена в дальнем от входа углу, причем устьем к двери, наиболее древний. Еще одна особенность подобных древнейших жилищ – помост для спанья у дальней стены. Такой тип жилища в древности был наиболее распространенным. Остатки этой планировки встречались еще в ХIХ в. во Владимирской, Псковской, Новгородской губерниях. Северная и среднерусская планировка дома является более совершенной и более поздней. Она возникла в эпоху Московской Руси, с освоением Поволжья, с путями московской колонизации – освоением новых земель на востоке и севере.

О важности дома для русского крестьянина говорят пословицы, поговорки, присловья, загадки, рожденные народом: В гостях хорошо, а дома лучше. Дон, Дон, а лучше дом! Дом вести – не лапти плести. Что в поле ни родится, все в доме пригодится. Худу быть, кто не умеет домом жить. Всего дороже честь сытая да изба крытая. Своя хатка – родная матка. Изба жильем пахнет. Загадки: Чего в избе не видно? (Тепла). Стоит бычище, проклеваны бочища (изба).

В древние времена почти вся Русь была деревянной. Наши предки
селились в лесистых местах, по берегам рек и озер. Русское деревянное
строительство - это строительство, созданное трудом и гением мастеров.

На Руси древесина всегда была самым доступным материалом. Из нее
строили все - от простых изб, дворцов, культовых зданий до разнообразных
подсобных помещений и крепостей. Русская изба служила обычно двум-трем
поколениям, хотя могла простоять и больше 100 лет. Церкви дольше - до
400 лет.


Наши предки глубоко осознавали удивительные свойства дерева и
повсеместно применяли его как для строительства жилья, так и для
изготовления различных предметов быта. Дерево дает особое ощущение
жизни, выступая в качестве проводника между человеком и природой.
Являясь проводником Космических энергий, деревья благотворно влияют на
ауру человека, а соответственно на его здоровье. Именно дерево с давних
пор является символом Жизни, рождения и продолжения её.



Старинное деревянное строительство - одно из наиболее значительных
проявлений художественной и строительной культуры русского народа,
культуры древней, искусной и яркой.


Уже в Х веке на Руси возводились великолепные жилые постройки из
дерева с резными наличниками и украшениями. В летописных свидетельствах
имеется много сведений об изящных ансамблях рубленных домов, с золотыми
вышками теремов, которые являлись подлинными произведениями самобытного
русского искусства.
4

Русь - неотделима от понятия изба. В лесных районах избы известны уже
в IV-V веках. Избой называли древние славяне отапливаемый сруб и под ее
кровом жили одной семьей деды, отцы, сыновья, внуки. Все хозяйственные
постройки собраны под одной крышей и можно подолгу, не выходя из дому,
выполнять все хозяйственные работы.


Первые типы изб были похожи на простейшие лесные жилища. Постепенно,
из века в век совершенствовался облик избы, усложнялась ее планировка,
увеличивались размеры. Неизменной оставалась лишь ее конструктивная
основа - сруб
6

Избу срубить непростое дело. Русский крестьянин ставил дом прочно, на
века. Инструменты нехитрые - топор, скобель да долото. Всю избу сложит
без единого гвоздя. Со стороны кажется, будто одно бревно сквозь другое
пропущено.


От одной деревни к другой, от города к городу шли артели русских
плотников с топорами за поясами. Их трудом, их талантом, их руками
вставали памятники строительного искусства.
Какой же дом строил для себя и своей семьи наши предки, жившие 500-1000 лет назад?


Традиции во многом определялись климатическими условиями и наличием
подходящего строительного материала. А на землях наших прародителей было
много строевого леса и поэтому очень рано появился наземный дом с
полом, даже несколько приподнятым над землёй.


Несмотря на то что традиции жилищного строительства у славянских
племён (кривичей и ильменских словен) не удаётся проследить далеко в
глубь времён, но учёные с полным основанием полагают, что бревенчатые
избы возводили здесь ещё во II тысячелетии до нашей эры. А в конце I
тысячелетия нашей эры здесь уже выработался устойчивый тип срубного
бревенчатого жилища.


Жилая изба IX-XI веков была квадратной постройкой со стороной 4-5 м.
Часто сруб возводили непосредственно на месте будущего дома, иногда же
его сперва собирали в лесу, а затем, разобрав, перевозили на место
строительства и складывали уже "начисто". Мастера наносили на бревна
зарубки-"номера", по порядку начиная с нижнего. Строители заботились о
том, чтобы не перепутать их при перевозке: бревенчатый дом требовал
тщательной подгонки венцов. Чтобы брёвна плотней прилегали друг к другу,
в одном из них делали продольное углубление, куда и входил выпуклый бок
другого. Современные строители предпочитают делать углубление в верхнем
бревне, чтобы меньше впитывалась сырость и дом не подгнивал. Древние
мастера делали углубление в нижнем бревне, но зато следили, чтобы брёвна
оказывались кверху той стороной, которая у живого дерева смотрела на
север. С этой стороны годовые слои плотнее и мельче. А пазы между
брёвнами конопатили болотным мхом, имеющим, между прочим, свойство
убивать бактерии, и нередко промазывали глиной. А вот обычай обшивать
сруб тёсом для России исторически сравнительно нов. Впервые он описан в
XVI веке.


Главным инструментом российского плотника до недавних времён
оставался топор. Пила в деревянном строительстве была также известна, но
наши предки-строители не пользовались пилой сознательно! Дело в том,
что топор, рассекая бревно, уплотняет и сплющивает сосудистую ткань
древесины. Срез, сделанный топором, блестящий и гладкий, в него с трудом
проникает вода. А вот пила разлохмачивает древесные волокна и делает их
лёгкой добычей гнили. Потому-то славянские плотники так упорно
предпочитали топор. Недаром, до сих пор говорят: "срубить избу". И,
хорошо нам сейчас знакомые, гвозди старались не использовать. Ведь
вокруг гвоздя дерево гнить быстрее начинает. Археологические раскопки
установили: в старинном русском деревянном строительстве использовалось до пятидесяти (!) способов врубки!


В разных районах России избы строили по-разному. Приемов их
возведения было множество. Структура и оптимальные размеры крестьянских
дворов изменялись на протяжении веков.


В конце XVIII — начале XIX вв. в Сибири начинают возводиться наиболее
приемлемые для местного климата жилища — «крестовые» дома. Крестовый
дом, или «крестовик» представлял собой значительных размеров помещение,
разделенное внутри крестообразно, двумя капитальными стенами. Крестовый
дом имел и другие существенные особенности, характеризующие его как
вершину строительного искусства сибирских старожилов.


Ко второй половине XIX в. плотничье искусство сибирских старожилов
достигло наивысшего расцвета. До нашего времени стоят в селах и городах
деревянные церкви и часовни, крестовые дома и дома-пятистенки, амбары.
Несмотря на почтенный срок их жизни - многим строениям по 100-150 лет, -
они поражают нас своей прочностью и красотой, гармоничностью
конструкций и функциональной приспособленностью к особенностям данной
местности. В отличие от Европейской России, где наиболее качественное
строительство вели профессиональные плотники в составе отхожих артелей, в
Сибири почти каждый крестьянин-старожил умел строить основательно,
добротно и красиво. При строительстве дома старались учитывать
множество, казалось бы, незначительных мелочей и факторов; поэтому и
стоят те постройки многие десятилетия.


Место для строительства дома выбиралось часто так: на предполагаемом
будущем подворье тут и там раскладывали на ночь кусочки коры или
бересты, или деревянные. Утром смотрели, где наиболее сухая нижняя
сторона. Или могли все это оставить на месте на несколько дней, чтобы
затем узнать, кто поселился на под корой или дощечкой. Если муравьи или
дождевые черви, то место вполне было пригодно для строительства дома.


Дома строили из 80-100 летних деревьев хвойных пород; причем брали
лишь их комлевую часть. Бревна выше комля, второго-третьего «порядка»
шли на стропила, слеги или строительство хозяйственных построек.
Комлевое бревно обязательно «выводили» под один диаметр бревна
17

Лес для этого брали «кондовый», выросший на высоком склоне горы, с
мелкими и плотными годовыми кольцами. Деревья, растущие на вершине горы
или у подошвы, считались менее пригодными для качественного
строительства. Особенно сторонились деревьев, растущих в сырой,
болотистой низине, пропитанных железистыми соединениями: такие деревья
называли «кремлевыми». Они так тверды, что их почти не берут не топор,
ни пила.


Хвойный лес на строительство рубили поздней осенью или в начале зимы с
первыми морозами и первым снежком. Осину и березу заготавливали с весны
до осени, сразу очищали от коры и бересты, затем сушили. Соблюдалось
одно важнейшее правило: строевой лес рубили только на «старый месяц».
Сохранилось множество поверий и обычаев, связанных с рубкой леса и
строительством. Так, нельзя было ни заготавливать лес, ни начинать
рубить дом в понедельник. «Зависшие» деревья, т.е. зацепившиеся при
падении за другие деревья или деревья, упавшие на север, обязательно
пускали на дрова: считалось, что они принесут несчастье жильцам дома.


Срубленные осенью сосну, лиственницу, ель очищали от веток,
распиливали деревья на бревна необходимой длины («крыжевали») и, не
ошкуривая от коры, оставляли до весны в штабелях «вылеживаться». С
наступлением весны отопревшие деревья легко ошкуривались и вывозились на
подворья. Здесь их складывали в штабеля под крышу на 1-2 года для
просушки. Для столярных работ бревна сушили не менее 4-х лет, особенно
тщательно оберегая от прямых лучей солнца, чтобы не было трещин в
древесине. Лишь затем деревья «выводили» и начинали рубить дом.


Хорошие плотники поступали и так: весной бревна сбрасывали в речку,
располагая их по течению воды, сроком на 3-4 месяца. Вымоченные бревна
летом поднимали из воды и сушили до морозов. Считалось, что древесина
при этом будет более прочной, не будет давать трещин, долго не поддастся
гниению. При рубке стен бревна укладывали по сторонам света: внутрь
дома обращали южную, более рыхлую, но теплую сторону дерева, а наружу -
северную, более плотную и «закаленную».


При строительстве дома под нижние венцы вкапывали «стулья» -
лиственичные чурки. Их предварительно обмазывали горячей смолой, дегтем
или обжигали на костре для предохранения от грибка. Деревянные стояки
или камни обязательно отделяли от нижнего ряда несколькими слоями
бересты. Насколько можно проследить по старинным строениям, под нижние
бревна обязательно набивали камень-плитняк или плотно загоняли
лиственичные кряжи. Завалинки подсыпали с внутренней стороны дома, где
всегда было сухо.


Стены дома протесывали топором с кривым топорищем и строгали стругом.
Стены были ровными, а древесина - светлая, и, как говорили, «дышала».
Вплоть до конца XIX в. стены избы не оштукатуривались. Лишь пазы между
бревнами заделывались жгутиками белой глины. Подушки и косяки дверей и
окон изготавливали из хорошо просушенной сосны или кедра. Они были
несколько шире бревен стены, чтобы не затекала вода. В пазы косяков
укладывали просушенный мох, обматывали все ниткой и ставили их на место.
При этом мох не «сползал» во» время установки косяков.


В целях предохранения от ржавчины металлические детали ворот,
ставней, а также гвозди, проходили специальную обработку. Для этого их
нагревали в огне до красного каления и тут же опускали в чистое льняное
масло. Однако при строительстве старались по возможности использовать не
столько железные гвозди, сколько деревянные шканты, клинья.


Ни один уважающий себя плотник не начинал отделочные работы в доме,
пока покрытое крышей строение не высыхало (не «выстоялось»). При этом,
сохранность дома обеспечивалась хорошей кровлей. Даже, если по
прошествии 25-30 лет крыша и не протекала, тесовую кровлю обязательно
перекрывали. Также, по воспоминаниям старожилов, один раз в полстолетия
разбирали «окосячку» окон и дверей, при необходимости меняя оконные
«подушки» и порог двери, заменяли бревна нижнего ряда стен.


Крестьянские усадьбы Сибири представляют собой замкнутые открытые или закрытые дворы.
26

Развитие замкнутого двора идет путем пристройки хозяйственных
построек (амбаров, погребов, скотных дворов) по всему периметру усадьбы.


Изба обычно ставится торцом на улицу, а продольной частью закрывает
часть двора. Главный фасад дома при этом выходит на южную сторону в
независимости от расположения улицы. Напротив избы, через проезжею часть
двора, располагается амбар для хранения продуктов и хозяйственного
инвентаря, который выходит меньшей, торцовой стороной на улицу.


Между избой и амбаром - ворота, являющиеся композиционным центром усадьбы.


Закрытая усадьба представляет собой систему двойных и тройных изб.
Такой крытый двор представляет собой замкнутое пространство,
ограниченное с двух сторон стенами избы с одной стороны и обычно амбара с
другой. Двор при этом имеет общую крышу с амбаром или свою собственную.


Наиболее распространенным в деревнях Западной Сибири является
ассиметричное устройство ворот, с одной калиткой и широкой проезжей
частью. При симметричном построении ворот вторая калитка имеет
декоративное значение.
35

В дом вело «крыльцо», которое часто устраивалось на «помочах»
(«выпусках») — концах длинных бревен, выпущенных из стены. Такое крыльцо
называлось «висячим».
47

За крыльцом обычно следовали «сени» (сень — тень, затененное место).
Их устраивали для того, чтобы дверь не открывалась прямо на улицу, и
тепло в зимнее время не выходило из избы. Передняя часть здания вместе с
крыльцом и сенями называлась «всходом»
48

Если изба была двухэтажная, то второй этаж называли «поветью» в
хозяйственных постройках и «горницей» в жилом помещении. Помещения же
над вторым этажом, где обычно находилась девичья, назывались «теремом».
49

Стоит изба, стоит без единого гвоздя. Окна узорчатые, крыльцо высокое, задорный «конек» на крыше. Изба, она - же дом, она же - произведение искусства, незамысловатого и чуждого вычурности.

Но стоит и печалится изба, стоит выстуженная и опустевшая... не нужна более. Стала изба застывшим памятником, образцом деревянного зодчества. А избе нужна жизнь: чтобы печка была натоплена, детишки под лавками копошились, каши варились и пироги стряпались…

«Я жил, живал, на босу ногу топор одевал, топором подпоясывался»

Наши деды и прадеды не строили, но рубили: «срубить избу» значит построить дом. Опытному плотнику только топор в руки дать – он и сложит избу от «подклета» до крыши.

Ни пилы, ни гвоздей, ни молотка – один-одинешенек топор. Им валили деревья, им очищали их от сучьев, им обтесывали, им доски «выглаживали» будто по шнурку. Да и зачем пила? Распилишь бревно, будут концы махриться, а значит быстро впитывать влагу и гнить. А при обработке топором, наоборот, деревянные волокна уплотняются и становятся водоустойчивыми. Да, и гвозди ни к чему были: мало того, что железную поковку всегда отличала дороговизна, так у опытного мастера и без нее ни одно бревнышко не сдвинется, прилаженное крепко накрепко.

«Углы в простую чашу рублены»

Деревянная изба не нуждалась в фундаменте, сруб клали прямо на землю, иногда только подтыкали под углы дома большие камни или пни крупных деревьев. Но не обходилась русская изба без «подклета» - подпола, в котором и скот держали, и птицу, и съестные припасы хранили.

Не избяной сруб, а загляденье! Одно бревно, словно через другое пропущено, переплетено! Как же это? Отступив от конца бревна, мастера делали вырубку до середины, округлую, подобно чаше. В эту вырубку укладывали поперечное бревно. Четыре бревна, скрепленные в квадрат таким способом, образовывали венец.

На первый венец клали второй, третий и так до самой крыши. Во избежание щелей плотник прилаживал бревна друг к другу как можно плотнее, вытесывая в каждом верхнем бревне продольный желоб, паз, плотно прилегавший к нижнему. А для теплоизоляции укладывали между бревнами мох – все здесь просто и, казалось бы, грубо, шероховато, но все же прочно и надежно. И главное: такую избу плотники умельцы могли сложить всего-навсего за один световой день, а при необходимости разобрать и перевезти на новое место, чтобы вновь отстроить. Но самое время приниматься за крышу!

«Курица на курице, а хохол на улице»

Нарисовался горделиво деревянный сруб, будущая изба. Поджидает, когда же над его торцовыми стенами возведут треугольные бревенчатые фронтоны, так называемые «щипцы». Они-то и будут держать на себе всю тяжесть подкровельных конструкций: «слеги», «кокоры», «потоки». И снова без единого гвоздя, орудуя лишь одним топором, мастерам удается сделать невообразимое – крышу!

Вы только посмотрите: параллельно боковым стенам в бревна щипцов врублены продольные горизонтальные бревна – «слеги», а поперек них выложены «кокоры» или «курицы» - тонкие стволы молодых елей с торчащими на конце корневищами.

Будто горделивые птицы, глядят «курицы» очертаниями своих голов-корневищ на мир вокруг, вот-вот взлетят и исчезнут – только их и видели!

На загибающихся кверху концах «куриц» уложено длинное бревно с выдолбленным лотком – «поток», он же водосток, он же и опора всей крыши. Именно в «поток» упираются нижние концы кровельных досок, теснин, а верхние концы, на стыке обоих скатов крыши закреплены тяжелым бревном – «охлупнем».

Высоко взобрался «охлупень», на самый верх, и, словно выгибая конскую голову, выглядывает наружными концами вперед. А мастер-плотник возьми да и доведи до совершенства изгибы силуэта – вот и готов «конек», увенчавший творение!

«Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает»

На Руси, богатой бескрайними, дремучими лесами, издревле строили жилища из дерева, но не строили, а «рубили», как мы уже убедились. И ведь помимо топора, заготовленного, обсушенного заранее леса и толкового рукастого мастера ничего и не нужно было. Вот и получалось: во-первых, дешево; во-вторых, быстро – дерево, в отличие от камня, легко поддается обработке; в-третьих, гигиенично!

Дерево, подобно любому другому живому организму, дышит, а значит, дышит каждый, кто находится в деревянном доме. Легко и свободно дышит.

Да и как иначе: всегда в нем сухо и свежо, летом в полуденный зной прохладно, а зимой в лютый мороз тепло. Но есть у дерева непримиримые враги: огонь, сырость, жуки-древоточцы. Как ни руби, как ни укладывай, как ни прилаживай, бесполезно - не выстоять избе века вечные.

Дышим ли мы, спрятавшись в высокоэтажных, многоквартирных, железобетонных, бетонножелезных домах, которым не так страшны огонь и влага, и, уж тем более, жуки? То ли дело изба! Протянешь руку, дотронешься до шероховатой поверхности бревен, разглядишь неповторимый, невообразимый доселе узор древесных волокон. Здесь и прошлое, и будущее, и настоящее с мыслью о недоварившейся еще в печи каше, о нелегкой зиме, предстоящей весне, что-то там еще уготовано…Почему русский должен жить в деревянном доме?

Исконно русским жилищем была рубленая изба. Да и вплоть до 16 века практически все храмы, хоромы князей и бояр, не говоря уже о челяди, были деревянные.

Дерево - это экологически чистый материал, который не выделяет токсических веществ, и деревянные дома обладают уникальным, естественным и здоровым микроклиматом, сохраняя прохладу в жару и тепло зимой. Камень, а затем уже и бетон, казалось бы, навсегда лишил русского человека удовольствия жить в деревянном доме, ощущать в нём тонкий еле уловимый запах леса, наслаждаясь теплом и уютом у потрескивающего камина. В былые времена строительство деревянных домов считалось очень трудоемким. Связанно это было с тем, что в природе одинаковых деревьев практически не существует. Что уже говорить об их разной длине и природных искривлениях? Поэтому, они требовали огромной ручной работы, обработки, укладывания брёвен так, чтобы не было зазоров и щелей. Но, сегодня Россия переживает новый этап в развитии традиционного деревянного домостроительства. Современные технологии, пришедшие к нам с Запада, помогли сделать деревянные дома простыми и лёгкими в сборке, а эксплуатационные свойства при этом только улучшились. Сегодня в строительстве таких домов, как правило, применяют оцилиндрованные бревна. Их технология производства заключается в том, что брёвнам придают одинаковый диаметр по всей длине. Это облегчает процесс сборки дома или бани. Во время пропускания бревна через специальный станок, удаляется мягкий слой древесины и остается самый твердый, пропитанный смолами, массив, что приводит к большей долговечности. Затем в каждом бревне делаются специальные замки в виде пазов на одной стороне и выступа - на другой, что облегчает сборку дома и способствует идеальному соединению между ними. Поэтому оцилиндрованные бревна гарантируют возведение, действительно, теплого дома. Ко всему прочему, такая технология приводит к минимальным затратам труда при сборке. А это существенно сказывается на цене здания, приводя к тому, что дома из оцилиндрованного бруса обходятся заказчику дешевле, чем такие же здания из кирпича. Для постройки деревянного дома требуется создание фундамента. Предпочтение, при этом отдаётся монолитному ленточному фундаменту. Если постройка одноэтажная, то фундамент может быть неглубокого залегания. Черновой пол делают из балок и настилают их обрезной доской. При постройке стен в качестве уплотнителя между брёвнами укладывают джутовое волокно или льноватин Следующими возводят стропила и обрешётку для кровли. Укрывают деревянные постройки рубероидом или другими современными материалами. Затем производится внутренняя отделка. Нужно иметь в виду, что дома из бревна имеют серьезную усадку и поэтому отделочные работы следует проводить не раньше, чем через 6 месяцев после завершения строительства, дав возможность дому выстояться. Специалисты советуют до начала отделочных работ дать дому выстояться. Как правило, особых отделочных работ такой дом и не требует, благодаря тому, что стены имеют приятный тёплый натуральный цвет дерева с уникальными, естественными рисунками-разводами, раскрывающими красоту дерева. Дом из оцилиндрованного бревна - надёжное, красивое жилище, которое Вы можете построить по типовому или эксклюзивному проекту. Это может быть или просто изба или же изящное трёхэтажное здание. Он прослужит не один десяток лет, радуя своих владельцев многие поколения.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...